Сибирские огни, 1933, № 7-8

За сибирский лесной экспорт Н. СИБИРЦЕВ Передовым бойцам лесоэкспартною фронта Си- бири ударникам рабочим и И TP Игарскою лесо- комбината и лесозаводов Базайскою № 1, . Енисей" № 4, ,Абакан" № 3, Енисейскою № 5, ЧУЛЫМСКО- ГО и КОПЬ/ЛОВСКОГО посвящается этот труд. М атериалом для настоящей статьи и выводов, помимо личного опыта и наблюдений, явились, главным обра- зом, документы и обсуждение затрагивае- мых вопросов с работниками сибирского ле- соэкспортного дела, товарищами автора по работе — Ф. П. Т е т е н ь к и н ы м , В. Ф. К л о п о в ы м , С. Б. Г о р д и н ы м , И. К. Б е л о у с о в ы м. И, А. М а л ы ш е в ы м, А. Е. Б е з ю к, В: Й. С и д о р о в ы м," Ч е- ре П а н о в ы м и др., мнения и указания которых послужили ценнейшими корректи- вами к взглядам и работе автора, за что -пользуюсь случаем принести им глубочай- шую признательность. Поставить выдвигаемые положения на об- суждение я подвергнуть их широкой кри- тике общественности, в первую очередь ак- тива работников лесозаготовок и лесопиль- ных рам, ударников и бойцов непосредствен- ного производства -— наша задача. В виду важности вопроса, было бы чрезвычайно важным и ценным получить отзывы с мест. За всякую поправку, основательное возра- жение, дополнение и критику принципиаль- ных положений своей работы автор будет очень благодарен. 1. ДО РЕВОЛЮЦИИ. До войны и революции лесного экспорта из Сибири не было. Железнодорожной пе- ревозки на большие расстояния, за доро- говизной ее, лес не выдерживал, а Север- ный морской путь, как путь регулярных сношений Сибири с Европой, не существо- вал. Идея возможности использования вод- ных путей Сибири в целях внешнего това- рооборота имела только единичных сторон- ников, подавляющим же большинством счи- талось не заслуживающей внимания и до- верия. Из Забайкалья и с Дальнэго Востока не- значительные количества леса вывозились через восточную границу в Китай и Японию. Современные Западно-сибирский и Восточно- сибирский край до 1924 г. леса не экспор- тировали, если не считать двух-трех неудач- ных и одной удачной попытки в этом на- правлении со стороны частных предприни- мателей. Инициатива и первая попытка экспорта сибирского леса принадлежит красноярцу Шарыпову, купившему в виде опыта 1200 'штук сосновых бревен 1 11—12-вершковой толщины и заключившему в 1898 г. контракт с известным инициатором постройки русско- го ледокольного флота адмиралом Макаро- вым на доставку этой партии леса с низо- вьев Енисея (Брехрвские острова) в Англию. Макаров обязался на ледоколе «Ермак» до- ставить в Ньюкестль 500 (Стандартов по цене 32 руб. за стандарт. Шарыпов в следующем году заготовил и сплавал к Бреховским ос- тровам 1200 брусьев, но ледокол не пришел, и лес этот остался невывезевным, был бро- шен и еще в 1908 г. остатки его распилива- лись местными рыбаками на дрова. Заклю- ченный было Шарыповым с Енисейским уп- равлением государственных имуществ дого- вор на закупку 1 миллиона деревьев сосны, и кедра был расторгнут. Вторая попытка была сделана Пфафиусом, но, не располагая личными средствами, он организовать дела не смог. Следующая попытка организации экс- порта сибирского леса, уже широкого пла- на, с ходатайством о концессии, была пред- принята нижегородцем Зотовым, который а 1906 г. предложил Главному управлению зе- млеустройства сдать ему в эксплоатацию лесные богатства Приенисейского края от Енисейска к северу до границы лесной пло- щади, а министерству путей сообщения — передать ему казенную флотилию Енисей- ского речного пароходства, состоявшую на. нескольких пароходов и железных лихте- ров. Зотов предполагал приобрести партдао товарного леса высшего качества до мил-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2