Сибирские огни, 1933, № 7-8
Причины подкидывания: в первые годы революции это были бытовые предрассуд- ки («Разве незамужняя имеет право ро- жать»?) или тяжелые материальные усло- вия, в особенности острый жилищный кри- зис («Одной-то тесно, а куда же деваться с ребенком?»). По мере развертывания социалистическо- го строительства росло вовлечение женщин в учебу и в производство. Женщина получила возможность посту- пить на работу, устроиться на курсы, но ни в обжещитие, н^ в барак с ребенком не принимают, его некуда девать, а в яс- лях нехватает мест. Это было одной из главных причин роста иодкидьшан/ия в 1928 и 1929 гг. Подкидышей подбирали и сдавали в Дом матери и ребенка. Не плохой выход был найден сибирски^ ми организациями охраны матмлада для тех матерей-одиночек из крестьянок, кото- рые из-за бытовых предрассудков потеря- ли поддержку семьи. Их ребят устраивали а деревенские ясли, с уплатой за них вступительного пая, без. права взять этот пай обратно при выходе из колхоза. Эта мера проводилась в Сибири с 1927 г., дала прекрасные практические результаты и по- зволила отделить действительно нуждаю- щихся матерей от гастролерш и авантю- ристок. , . Подкидывают в разных местах и по-раз- ному. Иногда жестоко: в мороз, в лох- мотьях, с риском гибели. Оставляют в ва- гонах, в церквах, на базаре, на кладбище, в бане, в амбулатории, подбрасывают к яслям, детдомам, к управлению милиции. Чаще — с коротенькими записками: «Петя, сирота». «Зовут Галей. Приютите». Нередко — без всяких записок, без име- ни. Имена и фамилии подкидышам дают ра- ботники Дома матери и ребенка, обычно— дежурная сестра, проявляющая в этом де- ле свою изобретательность. Одна такая се- стра, чтобы долго не думать, давала фа- милии по месяцам:; Январский, Февраль- ский, Мартовский; другая увековечила име- на популярных актрис и охотно называла подкинутых девочек так: Клео Карини, Ве- ра Холодная. Дают и совершенно искусственные име- на. . Назвали, например, одного мальчика Рэм Ветров. Спрашиваю: почему Рэм? — Это первые буквы от слов: революция,, электрификация, мир. — А почему Ветров? — С ветру он, — улыбается женщина- врач. — Все они у нас с ветру. Рэма Ветрова принесла неизвестная мо- лодая работница. С ним произошла целая история. Снача- ла эта работница сказала: — Это ребенок моей подруги, у нее нет никаких средств воспитать его. Примите, пожалуйста. И торопливо ушла, не сообщив даже имени ребенка. — Нельзя ли справиться о здоровье маль- чика, которого я принесла. — Рэм здоров. — Какой Рэм? Он Борис, а не Рэм. Лицо работницы тревожно. Врач повела ее к ребенку. Ну, да. Конечно, это он — Борис для нее, Рэм для' них. Посетительница и смущена, и рада: здо- ров. Женщина-врач тихонько спрашивает: — Это ребенок ваш собственный? — Да. И убедившись, что сын в тепле, сыт, здоров, успокоенная мать ушла, чтобы че- рез некоторое . время, когда материальные условия у нее улучшились, придти снова и взять его к себе. Был еще такой случай. Неизвестная мо- лодая женщина принесла грудника Витю. Оставила, поплакала и ушла. Через несколько дней приходит снова, идет к Вите и нежно целует его... через рубашечку, сквозь одежду, избегая ка- саться губ, глаз, тела. Почему? Врач » няня в недоумении. Прошла еще неделя н выяснилось, что мать Вити — проститут- ка. V Боялась ли она заразить его или просто считала себя недостойной прикасаться к нему — «чистому», не знаю. Витя скоро умер. Был он жалкий, рахитичный, с боль- шими и грустными глазами... Иногда матери приходят под видом со- вершенно чужих, желающих взять кого-ли- бо из ребят в дети. Узнав своего сына или дочь, меняются в лице и, стараясь побо- роть волнение, заявляют, что именно это- го ребенка желают усыновить. Иногда справляются письменно, открыт- ками: — Прошу сообщить, как живет ребенок подброшенный 1 сентября с запиской «Па- вел». Эти запросы, конечно, не остаются «без ответа. А кстати дается и совет: взять ребенка. Дети живут здесь до 4 лет, затем пере- даются в дошкольные детдома, находящи- еся в ведении наробразов. . Разбиваются малыши обычно по трем группам: годовики, двухгодовалые и трех- годовалые. Делаются попытки поставить во всех трех группах педагогическую рабо- бу, но нет педагогов, мало толковых се- стер. Как выразилась несколько лет на- зад одна работница: — Какая yat там педагогика! Иной раз нехватает времени для высаживания «а горшки и на подтирку носов! Теперь таких фраз слышать не прихо- дится. Необходимость коммунистического воспитания с самых первых лет жизни до- статочно осознана, и вопрос упирается только в кадры. Пока же внимание обра- щается преимущественно на здоровье. Физически дефективных и болезненных, детей здесь немного. Хотя малютки и с «ветру», но большинство — народ здоро- вый, и каких-либо признаков «вырожде- ния» среди них незаметно. Худосочные и малокровные, получая хо- ПЛТИЛО . ШШШННШВ «ИМ (RNITFTRT |Т1 ППЙ I V "
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2