Сибирские огни, 1933, № 5-6

лешда, нужно констатировать, что в подавляю- щем большинстве качественно эта литература оставляет желать лучшего, а в худшем слу- чае .опускается до степени сам.ой низкопроб- ной халтуры. Если не считать специальных и академиче- ских изданий, обычно очень небольшого ти- ража, предназначенных и доступных для огра- ниченного круга специалистов, то хорошая книга по северным вопросам появляется в виде исключения. К такому, заслуживающему большого вни- мания исключению, должна быть отнесена но- вая работа В. Итина «Морские пути советской Арктики». В литературе о Северном морской пути и в деле практического исследования и освоения его автор—работник большого стажа. Его перу принадлежит несколько работ, он участник ряда исследовательских и торговых полярных экспедиций. Новая книга В. Итина не только обогащает литературу о Северном морском пути, во является ценным вкладом в науку. С блестящей популярностью изложения ав- тор знакомит читателя с историей вопроса, специфическими особенностями морских путей :оветского сектора Арктики, теорией я прак- тикой полярного мореплавания и вводит в <руг важнейших проблем. Как во всех своих заботах, автор документален. Ни одного не (ащяшенного положения, сообщаемые данные обоснованы и достоверны. С большой внима- тельностью проработан и сведен в небольшую ю об'ему книгу весьма обширный материал ia огромный промежуток времени. Основной темой книги является установле- ние факта наличия всех признаков определен- ой оппозиции в «ледовитости» западного и во- сточного участков Северного морского пути да навигации данного года; Свои выводы о уществовании этого явления автор опирает ia анализ состояния льдов и обстоятельств I плавании судов в северных морях с 1900 по 932 г. и в 26 случаях находит прочное под- 'верждение выдвигаемого им положения, ко- орое называет «законом оппозиции». В ряде лучаев явление выступает с законченной на- лядностью, при этом, чем ближе к , нашим щям рассматриваемая навигация, т. е. чем до-, товернее по об'ему и полноте сведения о со- тоянии льдов в Карском и Восточном морях, ем с большей отчетливостью подтверждается аличие фиксируемой закономерности. До настоящего времени было принято рас- матривать западный и восточный «варианты» 'еверного морского пути по отдельности. Со- оставления условий плавания нЯ западе и во- токе по данным непосредственных наблюде- ий плававших кораблей за большой проме- т о к времени сделаны автором рецензируе- :ой книги впервые. Книга В. Итина дает фактический материал подтверждение, правда, весьма осторожно юрмулированной в 1926 г. мысли проф. . Ю. Визе, что такая .оппозиция должна су- ществовать, — мысли, к которой этот ученый ришел ,совершенно иным .методом исследо- ания. Работа В. Итина и дальнейшее иссле овамие поставленного им вопроса особенно зжн^1 и своевременны сейчас; когда',ставятся адачи сквозного плавания Северным мор- <им путем Архангельск — Владивосток. В защиту своих положений В. Итиным при- веден весьма веский материал, и мало понят- но, почему издательство, выпустивши его труд, сочло нужным сопроводить книгу преди- словием, бездоказательно направленным, если не прямо, то косвенно — на ослабление внимания и, если можно так выразиться, до- верия читающего, к основной теме книги — 1 к важности поставленного вопроса. Если, по мнению автора предисловия, «материалы Для доказательства существования этой оппозиции еще недостаточны», тр следует задать вопрос: какие материалы именртся для опровержения выводов В. Итина? Ответ один — Щ настоящий момент никаких. По непонятным основаниям, -автор предисло- вия опасается, что «принятие оппозиции, как несомненного факта, может дать неверную ориентировку как в деле изучения морских путей Арктики, так и в деле постановки мето- дов эксплоатации восточного и западного участков». Нам кажется, что следует больше опасаться недооценки серьезности трактуемо- го В. Итиным вопроса, когда дело идет о ком- мерческой эксплоатации ледовитых морей, где успех решается осведомленностью в располо- жении Льдов и Своевременной концентрации на нужных участках .Необходимых; техниче- ских средств, обеспечивающих преодоление- ледовитого препятствия. Как известно, первые статьи В. Итина о.под- меченном им явлении оппозиции «ледовито- сти» восточного и западного участков Север- ного морского пути были написаны в начале 1932 г. (до появления в печати они были из- вестны в соприкасающихся с эксплоатацией Северного морского пути кругах). Они тогда не нашли должной оценки, но практика 1932 г., казалось бы, должна была изменить отноше- ние к вопросу. Н. Сибирцев. ЗАМЫСЕЛ ОСУЩЕСТВЛЕН СЛАБО А. ПУШИН. «(НАСТУПЛЕНИЕ НА СЕВЕР». Н а р ь п м с к ие о ч е р к и . Н о в о с и б и р с к , . 1933 г. Ц е н а 85 к ои . Т и р и а ж 5000 э к з . Подзаголовок рецензируемой книги: Нарым- ские очерки. Однако, этот заголовок пред- ставляет собой маленький авторский самооб- ман. В действительности перед нами не -очер- ки, а лишь собрание беглых зарисовок, сде- ланных на коду и не всегда связанных между собой достаточной . прочной логической и те- матической связью, — зарисовок, которые в лучшем случае, — не более, чем з а р о д ы ш и очерков. Ведь очерк, 'будучи кратким и экс- прессивным по форме, всегда предполагает некоторый целостный обзор того явления, ко- торому он ноовящан. Вообще говоря, очерк •представляет труднейшую форму повествова- ния и требует от писателя большой наблюда- тельности "и особой концентрации и напряже- ния всех его творческих средств. Содержание рассматриваемой книжки дол- жно, быть, по замыслу автора, нак-огор 'й цель- ной картиной социалистического -переустрой- ства Н.арымского края. Это очень значитель- ный замысел. Но литературные ресурсы ав- тора оказались недостаточными д.г-т -.то реа- лизации. Правда, в этом нет ничего удиви тельного. Книжка, которую мы разбираем, —- первый лебют янтппя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2