Сибирские огни, 1933, № 5-6
после Рамзиных возможны только Гусевы. История молодого человека, составляющая ось повести» показывает, что (взращенное гражданской войной и новой революционной школой поколение не может быть побеждено старым миром. Он, этот старый мир, может наносить ему только уколы, но не раны. Это делает .повесть интересной и значительной. А тот факт, что эта тема в различных постанов- ках разработана одновременно несколькими писателями (Гладков, Леонов и др., в даб. ли- тературе — «Молодость Абрамова» Глебова) говорит о своевременности павловской пове- сти. История буржуазного молодого челове- ка закончилась. Пишется история советского «молодого человека». При чем же, однако, в этой повести «Ми- стер Интервент»? Почему повесть носит та- кое название? «Мистер Интервент» —: это породистый пес, которому автор, поручил, так сказать, пролог и эпилог своей повести. Повесть начинается очень живой и весело сделанной сценкой: на ! старога|)бызуйскйх обывателей и их собачек нападает какой-то бесхозяйный пес. Жестоко струсившую компанию спасает Клим, при чем Талочка в порыве страха и благодарности це- лует его. Из-за этого поцелуя жена устраи- вает Климу глупую сцену ревности. «Клим чувствовал, как чуждое, дергающее и .разру- шающее вторгается в его сознание, захлесты- вает его враждебными настроениями, выбивает из-под него точки опоры, и он вынужден на- прягаться, балансировать, слово канатоходец, чтобы итти по своей прямой... Жена что-то сказала ему в это время, он'не разобрал слов, а голос прозвенел далеким... Да, лаем. Этого пепельного» (6). В .отношениях Клима с же- ной пес, действительно, сыграл роль интер- вента. Ведь интервенция заставляет все эле- менты населения, до нее, может быть, скры- вавшие свои взаимоотношения, выявить их резко и определенно. Тетка Палочки шепну- ла своей соседке, «что на Галочку,- Палочку и Галочку напал вчера вечером у лесочка пре- большущий пес •— настоящий интервент» (8). Поползла сплетня об интервенте, чуть ли не об окопах, которые роются под Гарб'Ызуем. Новый ГарбызуЙ, конечно, лишь посмеялся над сплетней. Еще раз «интервент» появляет- ся в конце повести. Уже покончив со всеми своими колебаниями, Клим едет на завод. «Клим взглянул поверх Головы лошади и тот- час же увидел на гребне две фигуры—собаку и мальчугана. Клим вгляделся. Это был Ленька и пепельный! Ленька запряг пепель- ного, сам был на кйньках. Пепельный бе- жал .послушно и легко. Й по мере того,. ка}£, Ленька с пепельным приближались, на лице Клима все отчетливее появлялась улыбка. В этой улщбке были и,горечь, и радость. Клим досадовал на себя, на свои недавние коллизии. Они были смешны и ненужны. Клим радовал- ся Леньке. Радовался его простому и мудро- му решению «проблемы пепельного мистера Интервента». Здесь пес — интервент — вы- растает в целый аимвол, указывающий, что к таким 'вопросам, которые заставляли Клима сомневаться и колебаться, ему следовало под- ходить с той же мудрой простотой, какую проявили Степан и Муха. Концовка повести тоже, если не символична, то во всяком слу- чае, аллегорична. Ленька кричит Климу, по- казывая вперед, на гору: «Догоняй тетю Муху! Доганя-яй!». Раз уж, мол, ты стал на правиль- ный путь, так не отставай от тех, кто тебе его указал. Итак, повесть посвящена Жизни и работе того поколения, которое создала революция и революционная школа. Автор показывает, что это поколение иолучило такую закалку, так далеко ушло от старого, что для него невоз- можно колебание между старым и новым. На- зад эти люди не оглядываются. Только слу- чайно и ненадолго отжившее Может задержать их внимание. Написана повесть живо, читать ее интересно. Пепельный же — остроумный прием скрепления некоторых отдельных мо- ментов. Хорошо в повести! и то, что автор, все время заставляя чувствовать могучее зна- чение производства, его организующую роль в личной жизни отдельного работника, не пре- вращает человека в какой-то придаток техни- ки, хотя бы и социалистической (а это бывает иногда, например, в «Энергии» Гладкова,). Есть, однако, в повести отдельные места, за- ставляющие думать, что автор отдал своей теме меньше времени, чем она заслуживала. Прежде всего это касается мистера Интер- вента. Он открывает повесть. Три первых главы, в которых он участвует, - написаны сме- лым, подчас несколько изысканным языком. Автор, видимо, живо представлял себе карти- ну нападения -«интервента», любовался ей и под- бирал свежие слова, чтобы лучше передать ее читателю, Затем об этом псе создается сплет- ня и п-о поводу ее -острят курсанты, а Ленька тащит своего приятеля в МОПР, да Клим еще вспоминает об его лае во время ссоры, с ж-е- ной. Сплетня не развилась, да оно и хорошо, что автор не дал ей развиться; даже для ста- рог.арбызуйца по поводу собачьего нахадьстза создавать легенды о засевших поблизости ин- тервентах не совсем естественно. Ведь Гарбы зуй располож-ен так, что от него хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. Автор почувствовал -это. -«Интервент», так эф- фектно выступивший вначале, надолго скры- вается из повести, чтобы на минуту появиться на последней странице. Как «интервент», -он остается только в сознании (Клим-а, который мысль о пепельном тесно связывает со своими личными переживаниями. Узнавши от Мухи, что Ленька поймал пепельного и дрессирует его, Клим спросил: «Какой п-ec? и в голосе прозвучала нотка далекой тревоги». Он сей- час же засмеялся, но все-таки сказал, что это его злейший враг. Что пес что-то собой сим- волизирует, для читателя понятно, об этом по- старался автор* но не очень ясно, почему сам Клим так много с ним связывает. Введение в повесть этого героя -п. прием остроумный, но слишком уж «обнаженный». В повести значительную роль играет интервенция, но для нее н-е слишком нужен реальный интервент, да еще косматый. Когда еще «коллизии» Клима только завязы- вались, Степан указывал ему способ борьбы с гарбызуйскими внутренними интервентам». «Говорю, чт-о тебе драться с этой мерзостью на кулачках задорно. Дерись с ними здесь. Крой их заводами, живые и здоровые орга- низмы которых! — дело твоих рук. Крой ра- бочими, молодые кадры которых ты обучаешь, воспитываешь. Это крепче и наверняка бьет
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2