Сибирские огни, 1933, № 5-6
цированно. Это ставит задачу перед союзом нисателей о конкретной помощи отдельным группам кружковцев. Оргкомитет должен си- стематически руководить учебой, а не огра- ничиваться одной лекцией. Нужны не отры- вочные знания, а целостный комплекс лит- грамоты. До сих пор были только словеса. Литкружковцы не претендуют на «литератур- ную скамейку»; но творческие командировки, отпуска, продвижение в учебные заведения оргкомитет должен организовать и предоста- вить. Одним из методов творческой работы на- шего кружка являются темники. Они предназ- начены для того, чтобы обратить внимание кружковца на ряд явлений жизни, научить его вглядываться в ценные и характерные де- тали, подмечать особенности фактов, с тем чтобы не шаблонничать, а писать интересно и общественно полезно. Темники ориентируют кружковцев не только на злободневные мо- менты, но и на факты более, так сказать, крупного исторического масштаба. Вот неко- торые из этих темников, наугад выбранные: К а з а к и в р у с с к ом к о л х о з е наладили животноводство и подняли высоко свой авто- ритет. Буксирмя помощь вместо прежних ку- лачных боев. У д а р н и к На т а ню к, ставший зажиточным в колхозе, и его погибающие от нужды родственники в Польше и т. д. Эти темпы требуют отражения. Вокруг них необходима литературная работа, кружковцы на полпути не остановятся. Они возьмутся за эти темы и за многие другие- и сделают нужные произведения. И уж не «скамейку пи- сателей», а определенное и прочное место займут они в краевой литературе. Но со сто- роны более выявившихся сибирских писателей и краевых литературных центров не пассивное ожидание нужно, а самая настоящая и серьез- ная помощь. Ал. Супрунов с. Троицкое. ОПЕРЕТТА В НОВОСИБИРСКЕ. 16 мая в Сибгостеатре начался сезон музы- кальной комедии. За -два с половиной -месяца были поставлены оперетты: « Р о з - М а р и », муз. Г. Стогхарта; «Гейш а», муз. Джонса; « П р о д а в е ц птиц», муз. Целлера (реж. Н. Радошанский): «Хо л о и к а», муз. Н. Стрель- никова; «Пер и ко л л а» («Птички певчие»), муз. Оффенбаха (реж. А. Андрианов); «К а м- р а д», муз. А. Логинова и А. Митюшина; « Н и щ ий с т у д е н т » , муз. Миллекера, и но- вая оперетта К а л ь м а н а «Фиалка Монмарт- ра» |(реж. Г. Генин, .худ. рук. труппы). Все спектакли были в стиле и духе опере- точных традиций, начиная с пестрых, иногда красочно-пышных (как, например, в «Холоп 1 ке») декораций, мало или совсем не увязан- ных с действием танцев и кончая вольным обращением с текстом, штампованными отсе- бятинами и переходящими из спектакля в спектакль однообразными персонажами (ко- мики в исполнении И. Любинского, простаки П. Адрианова, «унылые» любовники А. Шу- шунова и др). У оркестра не было хорошего дирижера. У Н. Г. Карташева, дирижировав- шего большинством спектаклей, оркестр зву- чал, как аккомпанимент. Слаб также хор и балет. Как более удачную постановку, мож- но отметить «Холопку». Этот спектакль от- личался, по сравнению с другими, большей цельностью, тщательностью в исполнении от- дельных сцен. Не выпадали из .замысла спек- такля танцы, осообенво русские пляски, «Трой- ка» и цыганские танцы. В новой оперетте К а л ь м а н а « Ф и а л к а М о н м а р т р а » , изображающей эпизоды из жизни парижской богемы, налицо все досто- инства и пороки автора «Сильвы», «Марицы». Ей нельзя отказать в легкости, мелодичности, в умелой оркестровке, но в ней повторяются и '«Сильва», и «Марица» и обнаруживаются' заимствования из других произведений, 4 род- ственных по теме (напр., «Богема» Пуччини). Исполнители проявили некоторую растерян- ность. Новая оперетта давала возможность уйти от ходячих опереточных персонажей. Но, увы, сила игровых привычек взяла верх. Большинство играли «старых знакомых». Ху- дожник Рауль в исполнении Н. Радошанского напоминал Адама из «Продавца птиц», музы- кант Адрианова мало чем отличался от Гер- мана из «Роз-Мари» и т. д. Совсем не сле- довало К. Огаревой играть Нино. У артист- ки нет голоса, а в произведениях Кальмана (голос обязателен. Более удачной оказалась Фиалка в исполнении молодой артистки С м и р н о в о й , вйервые в этом сезоне вы- ступающей в ответственных ролях. У ней много было непосредственности, свежести, теплоты, не плохо звучит и голос В остальных спектаклях можно отметить К. О г а р е в у в роли Ванды ((«Роз-Мари»}, Н. К о н а с е в и ч в ролях Христины («Прода- вец птиц») и Жанны («Роз-Мари»), А. Ад р и - а н о в а в ролях Германа («Роз-Мари») и Ми- трусь Ничупуренко («Холопка») и М. Т е п- л о в а — Малой («Роз-Мари»). Вопрос об оперетте в нашем крае, к сожа- лению, серьезно и принципиально не ставил- ся. (Существует вредное и неверное мнение, что для Западной Сибири еще вполне к лицу 'и достаточно иметь более или менее «добро- порядочную» сезонную труппу, что-де Умест- ные условия» не позволяют иметь сейчас те- атр музыкальной комедии, ставящий своей за- дачей — создание высоко художественного опереточного спектакля. Г. П. ХРОНИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ СИ- БИРИ ПОСЛЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОСТА- НОВЛЕНИЯ ЦК ПАРТИИ. Постановление ЦК партии от 23 апреля 1932 г. о перестройке литературных органи- заций явилось огромным толчкам к развер- тыванию творческой работы в Западно-сибир- ском крае. Отчетные вечера, проведенные оргкомитетом, показали серьезный рост твор ческой продукции писателей за последний год, значительно поднялось качество продукции, к литературной работе вернулся ряд писателей, отошедших от литературы. Это оживление отразилось и на журнале «Сибирские огни». В прошлом году журнал задерживался выходом из-за отсутствия мате- риала. а сейчас в портфеле редакции скопил-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2