Сибирские огни, 1933, № 5-6
крайисполкомом или, на худой конец, с крайоно?). А. Кузнецова преподносит детям «чтение *ля души» —• то о вреде индивидуализма («Скучно одному»), то о пользе политехни- зации («В мастерской») и пр. В результате получаются скучные, неубедительные вещи. Не в форме прописной морали надо приви- вать детям марксистско-ленинское мировоз- зрение, тем более, что А. Кузнецова, обладая, вообще говоря, довольно хорошим языком, зная детскую среду, несомненно могла бы дать более доброкачественную продукцию. Надо уважать ребенка. Тогда легко избавить ся от душного трафарета, сюсюканья и сры- вов. А ребята наши уважения заслуживают. V. Каковы же выводы о работе и продукции сибирских детских писателей на сегодня? Совершенно очевидно, что сдвиг от безраз- личного созерцания красот природы в сторону показа сибирской действительности, в сторону социалистического реализма писателями сде- лан. Разобранные нами произведения пред- ставляют более или менее удачные попытки развернуть перед юными читателями картину превращения Сибири каторжной в Сибирь ин- дустриальную, в Сибирь колхозную. Очевидно также, что революционная роман- тика еще Не нашла места в сибирской дет- ской литературе. Ни один из наших детских писателей не показал в художественной фор- ме детям Сибирь прошлых лет, ни один не раскрыл перед ребятами дверей в Сибирь бу- дущую. В этом—большой провал. Нужно отметить еще, что писатели-сибиря- ки до сих пор охотнее брали темой окраины Сибири: Кравков — север, Пушкарев — Ал-, тай, Зверев — 1 Хакасию и т. д. Центра Сиби- ри, так сказать, ее металлургического и угольного сердца, еще никто не затронул. А детям пора уже показать его. Но показать, конечно, не с помощью «ходячего справочни- ка», которым привыкли пользоваться сибир- ские детские писатели: бессюжетный «путево- дителе» по Сибири должен безоговорочно умереть. Не подлежит никакому сомнению факт уду- шения сюжета «ходячими справочниками», резо- нерствующими путеводителями типа Александ- ра Ивановича («В хребтах Алтая»), Ивана Нико- лаевича («Год во льдах») и др. От- сюда — «трезвая» скука, бесцветность произ- ведения, идущие параллельно с богатым -позна- вательным материалом. Одно дело — пере- дать интересные сведения устами «справоч- ника» и другое дело, когда читатель, захле- бываясь сюжетом, развертывающейся фабу- лой, сам глотает, не замечая, эти сведения. Поэтому, чем скорее исчезнут со страниц си- бирских детских книг поучающие резонеры и «об'ясняющие челозеки»,' .тем лучше. Необходимо отметить полное пренебреже- ние сибирских детских писателей к фолькло- ру. Только Таежный сумел дать интересные частушки тайги, остальные обходят народное творчество глубоким молчанием, тогда как нужно полной, щедрой горстью рассыпать перед ребятами драгоценные сокровища поэ- зии национальных окраин *Сибири. К глубокому сожалению, мало интересуется этой поэзией и вся секция детских писателей сибирской писательской организации. Оргко- митет сибирских писателей выделил детскую секцию всего несколько месяцев назад, и она переживает еще глубоко «детский» период- о в этом свидетельствует в первую очередь тяжелый зажим издательских планов детской литературы. Анекдотом звучит «план», утвер- жденный центром для Запсиболиза, — 4 книги из 26, намеченных для детской литературы. 4 книги об огромнейшем крае! И секция фак- тически мирится с этим, без единого слова протеста. Очевидно, в ней царит то самое благодушное ^созерцание фактов», которым больны многие сибирские детписатели в сво- их книгах. Детские книги безобразно оформляются Зап- сибогизом, — грязные пятна, вместо рисун- ков, якающие шрифты заголовков с одной, яи с того, ни с сего выпяченной буквой,, ^скверная бумага. Детская секция еще _ни разу не обсудила этого вопроса. Она—бедны^ род- ственник оргкомитета, у нее уйма нужд, и организационных, и материальных (нет даже основного книжного фонДа, и все новинки детской литературы проходят мимо секции), но секция благодушно молчит. До сих пор детская секция работала — и работала хоро- шо — над готовой продукцией: все книги, намеченные к изданию, были пропущены че- рез секцию. Были зачитаны и пьесы детских писателей, но единодушно отвергнуты пока. Секция еще не успела наметить твердого пла- на,. работ, не ставила на обсуждение теорети- ческих вопросов — о методах творчества от- дельных детских "писателей, об языке, тема- тике, проблемах нового жанра детской лите- ратуры, о литературе и поэзии национальных, окраин. Ни разу не заинтересовалась секция изучением методов творчества дореволюцион- ных детских писателей, отечественных и ино- земных, головокружительный успех которых остается до сего времени загадочным для многих в писателей, и педагогов , и библио- течных работников. Все это еще впереди. Пока секция собирает вокруг себя силы-прив- лекает к работе помимо писателей — кадро- вых и начинающих — и педагогов, и работ- ников детских коммунистических организаций, я библиотечных работников, и сотрудников Новосибирского ТЮЗ'а. Отыскивание, открытие новых писательских кадров — ближайшая задача секции. Помощь начинающим, передача опыта кадровых—по- вседневная забота. И если оргкомитет сибир- ских писателей будет впредь оказывать более существенную поддержку детской секции, чем это было до сих пор, — успех ее рабо- ты обеспечен. Важно, чтобы детская литература, на ко- торой так усердно фиксируется внимание со- ветской общественности, получила благопри- ятное развитие и на сибирской почве. Важно, чтобы не только детская секция и оргкомитет сибирских писателей, но и предстоящий все- союзный с'езд советских писателей помогли сибирским детским писателям развернуть во всю широту их творческую работу. Это бу- дет залогом дальнейших побед сибирской о р - ганизации советских писателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2