Сибирские огни, 1933, № 5-6
звать у читателя какое-либо целостное чув- ственное представление. Что Н. Алексеев ве ставит себе таких задач, станет еще яснее, ко- гда вглядимся попристальнее в характер 1 упо- требляемых им сравнений. Не всякое сравнение образно. Иначе гово- ря, не всякое сравнение вызывает чувственное представление. Когда В. Луговской пишет: Как мухи, помирали паровозы, Подрагивая лапками колес, , то здесь сравнение основано на чувственных зрительных моментах: подрагивание колес-ла- пок, быть может, — чернота обоих предметов сравнения и т. п. Теперь возьмем такие строки: Один слепец, один порочный Да лишь смердящий труп тогда Посмел стать неподвижным, точно Лесного озера вода. (Н. Алексеев, «Герои»). • Тут сравнение -базируется на отвлеченном понятии (неподвижность), и возникновение зри- тельных (и вообще чувственных) представле- ний даже нежелательно. В самом деле, с представлением лесного озера связаны эмоции положительного характера, а представление смердящего трупа вызовет, нао-борот, отвра- щение. Мостком, связывающим эти два столь различных предмета и позволяющим строить сравнение, являются не какие-либо сходные чувственные представления, а понятие, т. е. (момент рассудочный, логический. 1 7 . Итак, поэзия Н. Алексеева несомненно за- служивает -большего внимания, чем у нас уде- лялось ей до сих пор. Темы, которые до сих пор разрабатывал поэт, не являются ведущи- ми, но и их, разумеется, можно разрабатывать. Следует, однако, указать, что автор нередко замыкается в узком кругу нейтральных, само- довлеющих образов. Это серьезный недоста- ток, отчасти, правда, искупающийся тем, что - за последнее время налицо рост автора в сто- рону более глубокой разработки тем и расши- рения тематик». Поэзия Н Алексеева —поэзия музыки икра- сок, но не поэзия мысли. У него очень мало стихотворений, представляющих собой после- довательное развитие какой-либо мысли или развертывание образа. Композиционное начало Ослаблено, — сравните, например, две редакции (стихотворения «На озерах» (сборник «Выст- рел» и «Сиб. -огни» 1930 г., № 10), — как лег- ко перетасовывает автор свои строфы! Пос- мотрите на «Геро-ев» — мысль автора так вет- вится, -что трудно обнаружить ствол, мы ви- дим лишь отдельные мазки, и, чтоб £ы- 'Иести цельное впечатление, надо, -очевидно, как-то по-особому взглянуть на них, быть мо- жет отойти на некоторое расстояние, как оАо- дим мы, рассматривая картину художника-им- прессиониста. Вместе с тем у Н. Алексеева налицо стрем- ление к большому обобщению, к некоторой <аимволичности, когда комсомольцы становятся «живительным дождем», а напавший на охот- ника медведь — «вздыбленной бедой». От того, насколько сумеет поэт расширить и 'углубить свою тематику, преодолеть влияния абстрактной лирики символистов, преодолеть тяготение к нейтральным -образам, подчинить свою музыкальную виртуозность идейной сто- роне произведений, от всего этого зависит уро- вень его дальнейших художественных успехов А что он как-раз я идет по атому пути, пока- зывает его только что написанное стихотворе- ние «На экране», помещенное в этом номере- нашего журнала.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2