Сибирские огни, 1933, № 5-6
риал становится «частью биографии» автора. Прекрасно сказал об этом, между прочим, Н. Тихонов в своих статьях о поэзии, напеча- танных в № б журнала «Литературный совре- менник». 4. В настоящей статье мы не претендуем дать исчерпывающий разбор творчества Никандра Алексеева. Нам хочется только высказать не- сколько соображений, явившихся в резуль- тате более детального ознакомления с его ,стихами. В своих стихах Н. Алексеев очень большое внимание уделяет охоте. Мы уже условились не упрекать его в этом. Ничего нет худого в том, что существуют *ст,ихи, дающие возможность читателю вновь (почувствовать красоту (осеннего заката, рас- сказывающие о птичьих и звериных повадках и заставляющие его в ближайший выходной день вскинуть на плечо ружье и отправиться в город. Нужны и такие стихи, -если только, разумеется, «охотничья тематика» не является для автора тихой пристанью, укрывающей его нежную душу от бурной и слишком гранди- озной действительности, если не пропитала стихи тухлая романтика бродяжничества, если умеет автор даже и в эти старые, как мир, темы, вложи'ть «дыхание эпохи». Мы не находим в стихах Алексеева бродяж- ничества или противопоставления «вечной, прекрасной» природы — городу, заводу, чело- веку. Однако, надо отметить, что нередко поэт слишком увлекается, доходит до эстет- ского любования природой, замыкаясь в огра- ниченный круг нейтральных образов. Он и сац чувствует это. Замысел его нередко и шире, и глубже, чем то, что у него выходит. «Соболь» (сборник «Выстрел») имеет подзаго- ловок: «Из поэмы об Ангарострое», но пока опубликовано только описание охоты на со- боля. По замыслу «Косатого» («Сиб. огни», 1933 г., № 1-2) кольцо БЮН'а на лапе селез- ня, прилетевшего в британскую Индию из Страны советов, становится причиной гранди- озного переполоха, ибо британские империа- листы увидели в кольце «козни Коминтерна». Но покамест Косатый только летит, и еще неизвестно, «когда и где и на каком Индий- ском озере посядет». Порой автор, вдоволь 'налюбовавшись селезнями и соболями, как бы спохватывается и приписывает в конце стихо- творения: . t О, этот край, что мне постичь, Постичь так трудно сразу, Дает язей, и хлеб, и дичь Рабочему Кузбассу. Или, описав охоту за соболями, сообщает, что меха пойдут на экспорт, в обмен на ма- шины. Подобные приписки и остаются, разу- меется, приписками. К чести автора надо ска- зать, что он, подготовляя стихи для сбор- ника, сам истребляет такие места, чувствуя, что дело не в них, а во всей системе образов Ведь у того же Н. Алексеева читаем: Мы — сеятели смелые, Строители полей, Свалили банды белые Кичливых ковылей. («Песня колхозника»). Здесь без всяких приписок ясно, кто эти сеятели, хотя нигде об этом не сказано прямо. Еще пример из стихотворения одного моло- дого автора. Возница рассказывает: «А ночью напали на нас волчищи', злющие, что кулачье». 'Мироощущение возницы здесь тоже выясняет- v ся без каких-либо особых авторских раз'яс- нений. Эти примеры показывают, какие возможно- сти остаются закрытыми для поэтов, пользую- щихся нейтральным словарем, нейтральными образами и сравнениями. Ряд стихотворений Н. Алексеева посвящен советской деревне. Правда, и здесь разраба- тываются большей частью -«побочные», и мало- значительные темы: автора увлекают «всхо- ровоженные гулянки», где «топота потоп», пе- ресметки девок с трактористом, песни, где он может блеснуть мастерством инструмен- товки, вышить цветистые звуковые узоры по ткани стихотворения. В «Нивах коллектив- ных» им взят момент перепахивания меж трак- тором, при чем задача автора — передать праздничное настроение «новорожденных» кол- хозников, — девки даже пускаются в пляску. Фигуры строителей новой деревни даются по- этом в плане несколько абстрактном, он чаще просто называет качества героев, чем дает им выявиться в каком-либо действии, событии. Вот, например, комсомолец: Как очи девичьи, влекут Его высокие Задачи: Колхозный ленинский редут Крепить со страстию горячей. («Комсомольцы»). Роль деревенских комсомольцев выясняется также не через показ реальных событий, а в отвлеченной характеристике, которая, несмот- ря на эмоциональную окраску и образность выражения, все же остается абстракцией: На грудь земли мы, комсомольцы, Падем живительным дождем. Мы старых вытолкнем на солнце Иль солнце в избу приведем. Исключение — «Борода», где дан в совер- шенно реалистической манере образ едино- личника, идущего в колхоз. «Борода» свиде- тельствует о проснувшемся стремлении автора перейти к показу человека со всеми его про- тиворечивыми переживаниями, перейти к бо- лее глубокой разработке «колхозных» тем. Ряд новых стихотворений («Герои», «На эк- ране») показывает, что' поэт все более расши- ряет круг своей тематики. 5. Несомненным достоинством стихов Н. Алек- сеева является >их музыкальность. Поэт Умеет подбирать слова так, что стих звучит плавно, округло, упруго. Здесь есть чему по- учиться у него молодым авторам. Второе до-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2