Сибирские огни, 1933, № 5-6
гегемонию французским банкам 48 . Нельзя, впро- чем, обнаружить заметных -следов войны в раз- мере угольной добычи второго полугодия по сравнению с первым 49 . В январе — июне 1914 г. ' иззлечено из шахт — 1468,2 /тыс. пудов, в ию- ле — декабре 1637 -тыс., а всего 3095,2 тыс. (Кемерово —• 2590 тыс., Кольчугино — 430 тыс. остаток Абашево и Крапивино). «Добытый ка- менный уголь отправлялся по р. Томи на. бар- жах (по 40 тыс. пудов) в город Томок на склад общества и на пристань вблизи с. Поломошного, соединенного веткой с Сибирской жел. дорогой. В виду значительного спроса на кокс Общество желало оборудовать на берегу р. Томи коксо- обжмгательные печи для коксования каменно- го угля Кемеровской копи». (Рапорт Буштедта начальнику Алт. (Округа 50 . Копикуз имел много столкновений с окрест- ными крестьянами, а также с законами, где они его стесняли. При отводах участков Копику- зом неоднократно захватывались земли, прина- длежавшие сельским обществам 51 : Кольчугин- скому, Давыдовскому и пр. Копикуз не стес- нялся фальсифицировать планы отводимых участков в свою пользу 52 или входить в про- тивозаконные сделки с отдельными крестьяна- ми на продажу ему земли, принадлежавшей не им лично, а их обществам. Нужно отметить редкую мягкость властей по отношению ко всем таким правонарушениям, которые обош- лись бы дорого рядовым людям. В 1916-16 годах добыча угля Копикузом силь- но поднимается 54 : в -1916 г. 4470 тыс. пудов (Кемерово 3590 тыс.; Кольчугино 1(831 тыс.). 1-ое полугодие 11016 г. 4805 тыс., 2-ое полу- годие 7369 (тыс.; а всего за год 12.174 тыс.). (Кемерово 4463 тыс., Кольчугино 7661 тыс.). Сбыт сильно повысился, при чем Общество, го- няясь за казенными заказами, совершенно пре- небрегало -своею обязанностью, закрепленной в договоре, удовлетворять в определенной сте- пени спрос на минеральное топливо со (Сторо- ны местного населения. Из-за нехватки угля чуть -было не остановилась единственная в Куз- нецком районе паровая мельница, что вызвало даже тревогу местной администрации 55 . В 1916-16 ;гг. Копикузу нужно было быстро откликнуться на выросшие запросы Уральской металлургии и военной химической промышлен- ности. Нельзя (сказать, чтобы общество обнару- жило особую поворотливость, хотя недостатка в проектах у него не было. Обратимся прежде всего к (очередному рапорту Кабинетского гор- ного инженера Буштедта -в июне 1915 г. бв . «На (Кемеровской копи в настоящее время произво- дится главная добыча каменного угля, но с раз- витием работ на Кольчугинской копи предпо- лагается оборудовать на левом берегу р. То- ми, против Кемеровской копи, коксообжига- 48 Смотри в Змеиногорском районе одновре- менное преобразование золото-промышленного предприятия Австрийского князя «Туры и Таксис» в Русскую -горно-промышленную кор- порацию. Там же лист 232. 49 Там же Л. 196 и S30. ю Там же, Л. 189-191. 51 Алт. горн. Управл. '26-804 Л. 159, 210, 211 и др. 52 Там же Л. 221. тельные п е ч и и в е с ь к а м е н н ы й у г о л ь с е й к о п и о б р а щ а т ь в к о к с , к о т о р ы е в н е о г р а н и ч е н н о м к о л и ч е с т в е т р е - б у е т с я д л я м е т а л л у р г и и У р а л а . В виду такого положения в настоящее время по- строены 4 опытные камерные печи, в коих и производятся опыты. Для получения хорошего кокса ведутся опыты с каменным углем отдель- но разных пластов и в смеси с другими, а так- же с каменным углем -Кольчугиной». Результаты опытов были вполне удовлетво- рительны. Поэтому, правление Копикуза от- правило 1 сент. ,1915 г. Кабинету заявление 57 , о том, что оно приступает в Кемерово к пост- ройке ста коксовальных печей производитель- ность до десяти миллионов пудов в год. При этом, помимо кокса, д о л ж н ы б ы л и у л а в - л и в а т ь с я п о б о ч н ы е п р о д у к т ы к с-к-, с о в а н и я , в т о й , ч и с л е б е н з о л и т о л у- о л, которые представлялись бы военному ве- домству для изготовления взрывчатых веществ. Нечего говорить о благоприятной встрече та- кого проекта всеми властями, военными и граж- данскими. Однако, еще в декабре 1916 го- да 58 обе начатые батареи (системы Пьетт по 50-ти печей), были далеко не готовы, в частно- сти из-за нехватки огнеупорного кирпича. Пер- вая батарея была закончена только Кузбасстре- стом в 192-2 году 59 . Столь ж-е медленно строилась Кольчупинская железная дорога, главная (транспортная арте- рия Кузбасса. Только к концу 1916 .года были закончены участок Юрга-Кольчугиио и ветка Топки-Кемеров-о® 0 . Южный участок Кольчуш- но-Кузнецк с веткой Белово-Гурьевекий завод достраивался подобно -коксовым батареям уже при советской власти. Царизм даже в самые трудные для него времена не был -органически способен к ускорению темпов и парализовал все начинания, от него зависевшие. Между тем уже в 1914 г. разрабатывались проекты не только веток Кольчугинской линии, но и желез- ной дороги, Кузнецк-Барнаул® 1 . Что касается осуществления -давно созревшей мы-сли о соз- дании Кузнецкого металлургического завода, то она в 191б->16 гг. так и осталась почти в стадии мысли. В предыдущем мы видели, ч -Tct все, что делалось в этом направлении, это уда- чные' поиски железной руды и, .повидимому, поиски удобных для заводов площадок. Рабочее движение на предприятиях Копи- куза во время войны не проявлялось в ма-сео-) вых выступлениях, но подготовительная работа 53 Алт. горн. Управ. (26-804 Л. 205, 306 и др. 54 Там же Л. 388, 307, 333. 55 Там же Л. 326 Рапорт В-ерхотомского лес- ничего. 58 Там же, Л. 264-267. 57 Алт. Горн. Управление 26-804. Л. 272 и 26- 809. Л. 160. 58 | См. описание состояния работ 26-804 Л. 317-320. 59 И. Федорович ^Урало-Кузнецкая -проблема» 1926 г. ст. 65. 60 Алт. гори. Управ. 18-534. Л. 21. Временное движение поддерживалось 21 паровозом, 8 пас- саж. и 492 товарными вагонами. Скорость была 15 в. в час, т. к. путь не был балластирован. 61 Алт. горн. Упр. 36-604 Л. 323, 3(59.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2