Сибирские огни, 1933, № 5-6
Копикуз Материалы по истории частной горной промышленности в Кузбассе 1896 — 1920 гг.* Ф.. Г. СУХОВА 1. ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ. В ОЗНИКНОВЕНИЕ и деятельность «Ко- пикуза», т. е. акционерного общества Кузнецких каменно - угольных копий (1912-20 гг.) доставляет одно из важных звеньев дореволюционной экономической ис- тории Сибири и находится в тесной за- висимости от начавшегося в конце XIX века сибирского железнодорожного строительства. Великий 'Сибирский путь в шесть с половиной тысяч километров прокладывался 13 'лет Ц892-1905 гг.), при чем в 1896 г. был закончен отрезок * Челябинск-Обь (Западно-сибирская дорога), а в №99 г. была открыта (Средне-сибир- ская дорога до Иркутска, шедшая навстречу х строительству, начатому одновременно от Владивостока на Запад. Постройкой великого Сибирского пути ца- ризм преследовал две неразрывно связанные друг с другом цели: усиление своих позиций в предстоящей борьбе с Англией и Японией из-за раздела Азии и расширение колониаль- ной эксплоатации Сибири. Ни в коем случае ни царизм, ни российский капитализм не со- бирались содействовать хозяйственному раз- витию, не собирались стимулировать инду- стриализацию своей обширнейшей колонии. Всякая метрополия стремится обратить коло- нии преимущественно в аграрно-сырьевые районы, покупающие промышленные товары «центра» и поставляющие туда сырье и т. д. Однако, создание рельсовой сети, как пока- зал Маркс в блестящем анализе последствий английского владычества в Индии 1 , приводит частично к результатам, идущим в разрез с целями завоевателей. «Я знаю», — пишет Маркс, — «что английские крупные капита- листы желают осчастливить Индию железны- ми дорогами для того, чтобы получить по де- шевой цене хлопок и прочее сырье для своих фабрик. Тем не менее, раз в транспорте ка- кой-либо страны, обладающей железом и уг- лем, стали применяться машины, то такую страну невозможно удержать от изготовления машин на месте. В стране таких колоссальных размером нельзя содержать железнодорожную сеть, не создавая одновременно всех видов промышленности, которые необходимы для непосредственных и текущих нужд железно- *) По данным Запсибкрайархива, 1 Статья В „New Jork Daily Tribune" от 8/VH1 •1653 г. Цит. в «Двухтомнике» К. Маркса. 1933. II т. стр. 517. дорожной сети. Между тем это повлечет за собой применение машин в тех отраслях про- мышленности, которые и не связаны непосред- ственно с железной дорогой. Таким образом, железнодорожная сеть в Индии станет факти- чески предтечей современной промышлен- ности». История, как мы знаем, подтвердила это предсказание Маркса. То, что сказано было Марксом об Индий, стало оправдываться и для Сибири конца XIX и начала XX века. Не исследуя вопроса о Сибири в целом, ос- тановимся на путях развития района Кузнец- кого бассейна и его ближайших рудоносных окрестностей. Здесь в начале 80-ых годов на- блюдался полный развал старого Кабинетско- го хозяйства, которое могло давать прибыль (и то падавшую), только в условиях крепост- ного строя I» которое было подорвано вкор- не уничтожением института приписных «обя- зательных» рабочих с их почти совсем даро- вым трудом. Пару десятилетий этот истори- ческий пережиток кое-как существовал, ис- пользуя открытые ранее «целики» (невырабо- танные жилы и штоки) и особенно запасы руд, накопленные при рудниках и заводах, так как в течение нескольких лет после отмены обя- зательного труда на Кабинетских предприя- тиях Алтайского округа все • еще продолжала нести свои повинности многочисленная груп- па «нетчиков», т. е. крестьян, не выполнив- ших свои «трудовые обязательства» в '.крепо- стную пору. Изменения в условиях набора рабочей силы' и упорное желание венценос- ных эксплоататоров-хищников только получать доходы, ничего не вкладывая в дело, неизбе- жно привели к сокращению кабинетского про- изводства и к поискам новых способов экс- плоатации останавливавшихся заводов и шахт. Доля Кузбасса в всероссийской добыче угля в 1890 г. равнялась, приблизительно, четвер- ти процента. Томский железоделательный за- вод (1771-1864) был закрыт из-за обветшало- сти и убыточности в первой половине шести- десятых годов, и в районе Кузбасса продол- жал действовать только Гурьевский железо- делательный завод, снабжавший железом не только кабинетские предприятия, но и част- ные золотопромышленные прииски и местное население. В восьмидесятых годах у Кабинета обозна- чилась тенденция к сдаче для эксплоатации полезных ископаемых в аренду частным ли- цам и компаниям. В 1890 г. были выработаны
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2