Сибирские огни, 1933, № 5-6

ром в гостинице «Версаль» {есть еще «Версали» в octoP). Мы идем в море вместе. По идее Мюрата я должен представлять на «Лейтенанте Шмидте» несуществующую полномочную комиссию ЯА- СОР, в чем он и выдал мне удостоверение. Да и «Колыма» набита битком. Капитан Миловзо- ров предложил мне место в своей каюте, сос- тоящей из двух отделений. Я очень благодарен ему. Миловзоров, по праву, может считаться одним из лучших и опытнейших наших поляр- ников. В первый раз в Колымский рейс он хо- дил в 1914 г., зимовал в 191445 г. у мыса Се- верного, в 1923 г. сделал первый советский рейс в Нижнеколымск, занятый еще белогвар- дейцами, привез туда отряд красноармейцев и груз для Колымы, в 1924 г. не дошел до Калы- мы из-за непроходимых 1 льдов у мыса Большо- го Баранова {«Мод» экспедиции Амудсеяа так- же безуспешно пыталась пройти этот же район) и зазимовал, в 1926 г. высадил первую советс- кую колонию на о. Врангеля и поднял совет- ский флаг на о. Геральде, в 1927 т. ходил к ус- тью Лены, в 1928 г. в Колыму, в 1929 г., на об- ратном пути из Колымы, зазимовал у мыоа Се- верного и, после воспаления легких, улетел на аэроплане в Америку... 'Ему есть что порасска- зать, есть о чем его расспросить. В то же вре- мя относятся к нему здесь очень странно, если не сказать больше. «Вы, — говорили мне, — не ходите с Миловзоровым. Он .спец по зимов- кам». Это явная клевета и попытка переложить ответственность за зимовки, т. е. за неправиль- ную организацию полярных рейсов, «с больной головы на здоровую». 'Самого беглого ознаком- ления .с (фактами достаточно, чтобы опроверг- нуть эту «версию»: когда зимовал Миловзоров, другие суда, шедшие тем же путем, тоже зи- мовали '(«Мод» в 1924 г., «Нанук» в 1929 г.), но в 1928 г., когда остальные суда зимовали («Ко- лыма» и «Элизиф»), Миловзоров выполнил рейс без замовки. Я взял «рогульки» и перенес свои вещи на «Лейтенанта Щмидта».- Капитанская каюта на верхней палубе. В капитанской «столовой» (здесь господствует терминология старшего уборщика Дрозда), у левой переборки, нашел- ся для меня отдельный узкий диван. Это и есть мое место. (Отлично! Каюта светлая, со мно- жеством окон и двумя дверями на палубу и на трап, ведущий в кают-компанию. В центре — стол для работы, несколько морских шкафов, изящная модная полка, маскирующая паровое отопление, — немецкая работа. •Пока китаец засовывал иод мой диван чемо- даны, в каюте шел драмэтический диалог все на ту же злободневную тему. К а п и т а н . Я уверен, что у нас больше по- ловины нет! П о м о щ н и к . Пользуются случаем дать,.. собачье... (потом -злорадно и радостно о зав- складом): Посадили, тами, сукина сына, на 10 суток! Он -отказал что-то что;на сладе было. Тот взял и приказал... К а и и т а н. Они немного подтянут там. На- халы стали. Беда-Беден'ко вздумал заступиться. «А Biac, — говорит, —• на 11 суток» (смех)... В Петролалов'ске лучше (это ко мне). Бели нет, честно говорят, что нет, а если есть — дают. А во Владивостоке есть, но если видят, что можно ее дать, не дадут. (Пауза). П о м о щ н и к . {Возвращаясь к прежнему разговору). Так сколько же просить, Павел Ге- оргиевич? К а п и т а н. Дв ести. П о м о щ н и к . Лучше 050. Всегда ведь уре- жут. К а п и т а н . Это верно... ((ко мне). В прошлом году приходит в склад инженер: «Дайте 150 метров проводу, пустить конвейер». Дает 100. Тот назад: «Я вам мальчик что ли бегать? Кон- вейер не пойдет!» «Нет, идите,—говорит,—к уп- равляющему». Пока к нему все капитаны не придут, не начнут ругаться, ничего не полу- чишь! «Зачем твоя,- ходя, играй-играй», — вспомнил я барахолку. Ну, слава Аллаху, доигрался... Я пошел «прощаться» с Владивостоком. Ведь, может быть, ни я,. ни «Лейтенант Шмидт» не вернемся сюда осенью. Как он хорош этот го- род! Море окружает его голубыми полями. Это не лен цветет в азиатской степи, это дорога на весь мир. Иди, куда (хочешь. Волны пенятся лег- кими барашками. Тихий океан протянул :юда клочки своей огромной шкуры. Всюду бегут корабли. Хорошо! И в то же время зубы сти- снуты, не до любованья. Злость .начиналась от сусальных стишков, местного издания. «Это гул твой, столица Приморья, Деловитый, строительный гул». Я не скоро нашел знакомый янтарный блеск нового теса. Множество мелких рыболовных су- дов стояли на берегу. Они строились здесь же, под открытым небом. .Китаец-перевозчик ловко и легко греб кормовым веслом. По зеркальной безграничности .моря плыли все те же мои мыс- ли о новых железных путях, крепящих связи Советского союза с этим морем, о верфях, о ле- докольных 'судах, о большом гуле технического < вооружения, который музыкальнее всяких сти- хов. Вечером мы отдали дань обычаю в какой-тв загородке р сторана «Золотой Рог». Иван Лан-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2