Сибирские огни, 1933, № 3-4

книги 223 ней, — и одновременно глубокое поэтическое чувствование этой природы, ее суровой кра- соты, ее мощи, огромное чувство слитости с природой. I Жизнь нельзя изменять, не любя ее. Природу лучше всех покоряет тот, кто *е-е любит. Социалистическая индустрия в конечном сче- те не отрицает, не уничтожает природу, она «исправляет» ее. Книга очаровывает. Но если пытливый кри- тик спроаил себя, каким же «методом» дости- гает писатель этого очарования — революци- онным ли романтизмом или социалистическим реализмом — он встанет втупик. На самом деле, — реализм или романтизм? Точные научные сведения о воде, о возду- хе, о земле, проверенные исторические сведе- ния, показ людей, о которых автор говорит подчас с юмором, с дружеской насмешкой, ко- торых он ни разу не называет ни ударниками, ни энтузиастами, ни героями, — но ко- торые тем не менее встают как подлинный авангард советской страны в пустыне. Здесь мак будто и нет никакой романтики. И вместе с тем какая волнующая лирика борьбы, при- роды, людей Востока. «Кочевник проходит черев жизнь, как пыль. Никто не хочет знать его имени, никто не хо- чет знать, сколько весит его irope. С этим иокончено», говорит женщина-инженер, рабо- тающая на Кара-Бугазе. Люди Кара-Бугаза — ученые и исследовате- ли, геологи и большевики-организаторы Давы- дов, Прокофьев, Шацкий, Васильев — трезво учитывают, изучают, взвешивают данные на- уки и опыты в своей борьбе за индустриаль- ный комбинат в пустыне, и в то же время они — пылкие фантазеры, когда говорят о бу- дущем Кара-Бугаза. Этот гиблый участок пустыни, изнывающий от переизбытка солнца, они мечтают путам использования этого самого переизбытка, пу- тем улавливания солнечной энергии превратить в один из самых цветущих участком земли, «в пышные сады Калифорнии». Таящийся под корой трезвого разума пере- избыток восторженности, воображения, пред- видения далеких перспектив — разве это не есть совмещение американской, деловитости с ipyccKHM революционным размахом? (Книга Паустовского делает 'большой шаг вперед в смысле заполнения конкретным со- держанием лозунга социалистического реализ- ма. Л. Тоом. «БОЛЬШЕВИКИ ЗАВОЕВЫВАЮТ СИБИРЬ». С. Безбородое. « « Б о л ь ш е в и к и о т к р ы - л и С и б и р ь » . Обложка и оформление М. Р-азулевича. ОГИЗ. «Молодая гвардия». Москва, 1932. Ленинлрад. Тираж 25000, цена 3 руб. 25 коп., переплет 35 коп. Безбородов поставил себе -очень трудную за- дачу — рассказать советскому юношеству об Урало-Кузбассе. Для того, чтобы эту сложную задачу решить удачно, надо было избежать многих подводных камней, весьма часто пре- граждающих детскому и юношескому писа- телю путь к его читательской аудитории. На- до было, вооружившись совершенным и ис- черпывающим знанием предмета во всем его об'еме, избегнуть чрезмерного изобилия гео- графических деталей, заграждающих повество- вание, и изобилия цифрового, утомляющего воображение читателя вообще, а -много — в особенности; надо было избегнуть -сухости, скуки. Одним -слов-ом, надо было написать та- лантливую книгу. -И Безбородов, оча-стлив-о избежав препятст- вия, лежавшие на его пути, иапиоал очень та- лантливую книгу. Таково впечатление, с ко- торым вы ее закрываете. Да, это талантливая книга. Она -сделана из целого куска и проник- нута от начала до конца одной идеей. Это единство -органически проникающей ее идеи V сообщает ей весь ее интерес и всю ее цен- ность. Идея эта формулирована автором в за- головке и формулирована очень удачно — « Б о л ь ш е в и к и о т к р ы л и - С и б и р ь » . Это второе подлинное открытие Сибири и со- ставляет ось, вокруг которой вращается кни- га. И, так как автор сам неподдельнейшим об- разом увлечен и воодушевлен огромной и за- хватывающей темой социалистического уст- ройства и переустройства Сибири, его вооду- шевление передается, сообщается читателю и, в свою -очередь, воодушевляет его. В этом (главная пол-о-жителыная -функция книги. -Однако, тема этой большой книги, как об этом пишет автор, не может быть исчерпана в одной только книге, а требу-ет -соединенных усилий многих писателей, и автор отмежевы- вает себе внутри большой св-оей темы тему, т-оже чрезвычайно обширную, но все же по сравнению -с общей .проблемой большевистско- го освоения Сибири более узкую тему — те- му об Урало-Кузбассе. Рассказ об Урало-Куз- бассе построен мастерски. Идея взаимодейст- вия сибирского угля и ураль-ской -руды со все- ми последствиями технического, экономическо- го и культурного порядка, вытекающими из этого -взаимодействия, не декларируется, а по- казываются читателю в наглядном образе Куз- нецкого и Магнитогорского заводов. Благода- ря этой простой и ясной идее, сложный тех- нический замысел комбината становится чем- то вполне п-онятным. К тому же в специаль- ной главе, прекрасно написанной, весьма на- глядно изображена социально-культурная фун- кция угля и металла в человеческой жизни. Эта глава -служит как бы поясняющим введе- нием в идею Урало-кузнецкого комбината. Вообще техническая физиономия комбината изображена со всех сторон самым исчерпы- вающим образом. Тем самым цель книги мо- жет считаться достигнутой, потому что эта книга — не художественное произведение, а именно своего рода юношеский технико-эко- номичеаний очерк. Безупречное знание -фактов и умелая их комбинация делают эту часть Книги одновре- менно и поучительной и увлекательной. О лю- дях автор пишет меньше, чем о -вещай: и ма- шинах. Человек, творец Кузбасса, не то что обойден совершенно, н-о, в- силу самой /конструкции книги, отодвинут куда-то на периферию пове- ствования. Об этом -можно лишь пожалеть, по- тому что там, где ему приходится рассказы- вать об этом человеке, автор рассказывает очень хорошо. Вот, например, сценка, изобра- жающая, как комсомольцы заменяют отказав-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2