Сибирские огни, 1933, № 3-4

изводстве. Сейчас эта пьеса прорабатывается. Им же готовится детская пьеса для ТЮЗ ' а. К. Урманов выступил с книгой рассказов о колчаковщине «Гневные годы». О Турксибе дан роман А. Коптелова «Светлая кровь». Им же пишется новый роман «Великое кочевье», рисующий социалистический рост и перестрой- ку Ойротии. Г. Вяткин выпустил сборник рас- сказов «Вчера». О колхозах написан ряд рассказов Ф. Бубен- новым, П. Гинцелем, Н. Алексеевым, очерки А. Герман, стихи Мухачева и Непомнящих и выпущена отдельной книжкой повесть А. Ког# телова «Первая весна» — на ойротском языке. Петр Гинцель написал большую повесть о тун- гусах. В части художественной оборонной литера- туры написано А. МисЮревым два рассказа и печатается сборник рассказов Л. Черновича, Б. Каврайского, С. Иванова, А. Шугаева, Г. Пав- лова и А. Мисюрева. Над книгой очерков об Арктике работает В. Итин. Вышла в Москве его книга «Морские пути советской Арктики». Подготовлена к пе- чати книга очерков о Кулунде П. Стрижкова. Вышли сборники поэта В. Непомнящих — «Покорение тайги» и «Огнеупор». Подготовля- ются к печати сбооники стихов И. Мухачева, Н. Алексеева и В. Вихлянцева. Г. Вяткин готовит к выходу из печати дет- скую книжку «Ребятам о Сибири» и готовит к печати детскую книжку «Рассказ о земле и науке». Для отдельного издания подготовлены и го- товятся книги: Г. Павлова «Мистер Интервент», сборник рассказов Н. Кудрявцева и В. Алек- сандрова и др. ПИСАТЕЛЬ В ВЫЕЗДНОЙ Обстановка напоминала фронтовую. Ну до- пустим, так могла работать редакции поход- ной газеты, вступившая вместе со своей частью в город, только что эвакуированный противником. В проходной комнате с неустойчивыми фа- нерными перегородками стояли боком какие- то шкафы. За столом редактора писало одно- временно пять человек: сам редактор (пере- довую), сотрудник с репортерскими функция- ми (отчет), сотрудник с поэтическими функ- циями (художественный рассказ) и два боро- датых колхозника в ватных телогрейках (за- метки и вызовы). Кроме того, па этом же столе спиной к редактору сидел художник без пиджака и, установив в угол двух хакас- ских девушек, прицеливается в них каранда- шом. В другом углу фотографировали. В третьем, заваленном толстыми желтыми папка- ми, проводилось совещание двух делегаций по вопросу о соцсоревновании. Совещание стояло: стульев нехватало. Поэт или фельето- нист, ловя ускользающую строчку, с нездеш- ним взглядом бродил по комнате, наталкива- ясь на шкафы, пишущих, совещающихся. Сверху, над пишущими и совещающимися, громко и неразборчиво, как вокзальный ру- пор, извещающий об отходе поездов, хрипел радиорепродуктор. Пулеметно стрекотала ма- шинистка. В комнату ежеминутно входило человек сорок и уходило столько же. Это ра- ботала редакция газеты « З а б о л ь ш е - в и с т с к и е к о л х о з ы » — выездная «Со- ветской сибири» и «Сельской правды» на пер- вом краевом с'езде колхозников. Так, повто- ряю, могла вы работать редакция походной, газеты, вступившая вместе со своей частью в только что оставленный противником го- род. И все-таки, надо сказать, работали при та- ких условиях довольно четко. Выпускали два номера газеты в день. Утренний и вечерний выпуск — «как в Америке» — заметил один из читателей. Реплику оратора, высказывание колхозного делегата, сделанное на утреннем заседании, вечером все уже могли прочитать в виде репортажа, заметки, очерка, фельето- на, даже рассказа. Да, и рассказа. И стихот- ворения. Вот это-то и интересно, что эта га- зетка, работавшая во фронтовой обстановке и фронтовыми темпами, была насыщена, как говорится, до отказа литературно-художест- венным материалом. Вот № 1. Очерк о встречах колхозников с красноармейцами. Фельетон «Золотой дождь и червонец». Стихотворная шапка. Стихотворный лозунг. «Враги» — рассказ. Всуг № 2. Фельетон «Маркс и Мальтус». Фе- льетон «Проданный человек». Стихотворный лозунг. Стихотворение «Лицом к лошади». Третий номер. Стихотворение «Тихий враг». Рассказ «Путь». И так далее. В общем, в девяти номерах газеты помеще- но: 9 очерков, 5 фельетонов, 4 стихотворения, 3 рассказа, 10 стихотворных реплик, шапок, лозунгов. Художественный материал занимал, примерно, 30-35 проц. газеты. И вместе с тем газета оставалась газетой, насквозь оператив- кой, действенной, каждой строчкой бьющей в конкретную цель, вставшую в ходе съезда. В этом большой положительный опыт вы- ездной газетки «За большевистские колхозы», опыт очень интересный для всех других газет. «За большевистские колхозы» показали, как можно включить писателя в непосредственную, оперативную работу, плодотворно используя его не только в специально отгороженных уголках литстраниц и литуголков, но и . в об- щей работе газеты. С этой точки зрения к маленькому комп- лекту маленькой газеты «За большевистские колхозы» следует внимательно присмотреться многим другим и более крупным газетам. Но газета, работавшая на первом сибирском колхозном с'езде, дала в смысле опыта, в смысле поучительных итогов кое-что не толь- ко для газетных работников, но и для писате- лей. Это кое-что можно разделить, как вообще это принято, на две категории: положитель- ную и отрицательную. Что положительное? Положительное, прежде всего, то, что д о к а з а н о опытом этой газе- ты, во-первых, готовность, во-вторых, спосо- ность писателя работать в газете и притом, что самое главное, в газете, выходящей фрон- товыми темпами и во фронтовой обстановке. Это несомненно серьезный итог. Вспомнить надо, что еще три-четыре года тому назад бы- ло порядочное количество писателей, чурав- шихся газеты. Писатели, работавшие в газете, органически, постоянно, по заданиям редакции,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2