Сибирские огни, 1933, № 3-4
дачей догнать и перегнать в технико-экономи- ческом отношении капиталистические страны, создать мощную социалистическую тяжелую индустрию, общую картину периода разверну- того социалистического наступления по всему фронту. Мне пришлось в Москве присутствовать на совещании городских редколлегий, созванном центральной редакцией истории заводов. На этом совещании высказывался тот взгляд, что основное в истории заводов — это борьба про- летариата, взявшего власть, борьба за социа- лизм: первое — отстаивание заводов в период гражданской войны, второе — восстановление и третье — реконструкция. Дореволюционный период, особенно далекие годы, когда почти еще не существовало революционной борьбы и рабочих организаций, явится как бы предисто- рией, фоном, отражением истоков роста рабо- чего класса и его борьбы. Упор на современ- ность! Я думаю, что это верно. Думаю так- же, что история заводов не есть какая-то ле- топись или кабинетная работа. Историю заводов и историю гражданской войны я бы назвала вторым призывом в лите- затуру, более конкретным, более действенным, чем первый призыв, когда призываемая масса участвует в конкретной, имеющей всемирно- историческое значение, большой работе, науч- иой и литературной. Принижает ли историю, как таковую, то, что I ней участвует масса, принижает ли это ее •аучное значение, как думают некоторые исто- ики? Я думаю, что нет. Далее я хочу поставить вопрос о взаимо- ггношении литературы и истории в этой об- щей работе. Кое у кого есть сомнение, — вый- ;ет ли что из этого путное, если будут ра- ботать вместе историки и литераторы? Что щесь ведущее — история или литература? Ка- кую роль играет литература, если это — ис- тория? Какую роль играет история, если это— штература? Нам нужно вспомнить такой вид литератур- юго творчества, как мемуары. Мемуары это сть история и, вместе с тем, это — литерату- ра. Мемуары, в основном пишутся по личным (Упоминаниям, а не по документам, которых онкретное, живое содержание не известно ав- ору, в мемуарах сильна суб'ективная окраска, - все это моменты литературные. Вместе с ем, это несомненная история или, по крайней ере, материал для истории, для изучения про- ил'ого. В истории фабрик и заводов, в истории гра- кданской войны мы имеем два вида источни- ов сырья — документы и живые люди. Чем адьше от нас определенный период, скажем, ми это будут какие-нибудь 60-80-е годы прошлого столетия, чем меньше живых свиде- фей, тем большую роль играют документы. 1 чем ближе к современности, тем большую роль играют живые люди. Чем дальше в глубь времен, тем больше ра- нты для «чистых» историков, работы по до- кументам. Когда дело подходит к нашим дням, °гда одним из главных источников являются лвые люди и их рассказы — здесь растет йь литературы. История фабрик и заводов, ; тория гражданской войны без литераторов (писана быть не может. Я хотела сказать несколько слов о том, что, огни". 13 по-моему дает литератору работа над истори- ей фабрик и заводов. Когда я говорю, что ли- тератор имеет дело, главным образом, с жи- выми людьми, а историк — с документами, я не хочу этим сказать, что литератору не нуж- но работать с документами. Ему следует ра- ботать и с документами. И, нужно ска- зать, что нашим литераторам очень не вредно усвоить некоторые методы научного изучения явлений, что литератор должен ближе стать к изучению жизни. Перед нами поставлена зада- ча — пишите правду, задача социалистическо- го реализма, несомненно требующая глубокого I изучения действительности. Тов. Алексеев спрашивает меня — »е тре- бую ли я фотографии и фактографии, мне, на основании вышесказанного, вообще, могут бросить упрек в том, что я отрицаю обобще- ние, художественный вымысел. Так ли это? Большие обобщения являются результатом и плодом большого изучения. Ко- нечно, метод художественных обобщений не есть метод научных обобщений, но между ними, т. е. между научным и художественным обобщением не лежит никакой пропасти. То и другое есть, прежде всего, мышление, а ни- какое реальное, правильное мышление невоз- можно без точного познания и изучения фактов. Нельзя Художественный вымысел, художе- ственное обобщение, которое не искажаег действительности, а, наоборот, вскрывает исти- ну, подлинную сущность вещей, смешивать с простой выдумкой, отсебятиной, искажающей действительность. Не точное неглубокое изучение действи- тельности ведег^к фотографичности, а скорее поверхностное писание по «впечатлениям», ко- торые большею частью передают именно ви- димость явления, его поверхность, его «фото- графию», нередко искажая сущность. Поставившие йа своем знамени творческий лозунг социалистического реализма, мы, совет- ские пксатели, должны в своей работе отвести очень значительное место серьезному, основан- ному на диалектико-материалистическом методе изучению действительности, в частности, изу- чению точных документов, цифр и т. п. и дол- жны всячески клеймить и изгонять из своей среды писание с налета, по «вдохновению», первичным впечатлениям и т. д. Этот наездни- ческий подход породил у нас целую кучу кни- жек о стройках, в которых много раз склоня- ются слова «энтузиазм» и «ударник», но кото- рые, тем не менее, мало дают как уму, так и сердцу. Несомненно, подобное «творчество» является плодом писательской недобросовестности, без- ответственности, подкрепляемой старым хла- мом предрассудков о «вдохновении», о своей писательской исключительности и избранности. Работа над историей завода, требующая наи- возможно большего изучения, наивозмджно большей точности, многому могла бы научить наших писателей. Второе, что дает работа над материалами по истории заводов, — это всестороннее изу- чение явлений. Приходится, например, каждый факт, каждый случай проверять с самых разно- образных сторон. Вам дали освещение какого- нибудь факта, но вы не можете принять его до тех пор, пока его не проверите. Вы говорите
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2