Сибирские огни, 1933, № 3-4
На пути перестройки О первой западно-сибирской выставке изобразительных искусств * * * П. ГОРДИЕНКО ФЕВРАЛЯ 1933 г. состоялось -откры- тие в Новосибирске первой выставки изобразительных искусств Западно-си- бирского края. В нашей статье мы хотели бы, прежде все- го, определить: в чем значимость этой -выстав- ки, какие она ставила цели и задачи и каков жуть, пройденный сибирскими художниками. Во второй пятилетке партия поставила за- дачу построения бесклассового социалистиче- ского общества, «полное уничтож-ене причин, иорождающих классовые различия и эксплоа- тацию, и преодоление пережитков капитализма в экономике и сознании людей» (из резолюции XVII партконференции). Эта задача не может быть разрешена само- теком, без классовой борьбы, без напряжения, без жертв, без мобилизации миллионов на ос- воение новой техник, на поднятие культурно- го уровня масс, на переделку человека и его сознания. Партия должна использовать все ви- ды оружия и, само собой, такое могучее сред- ство влияния на массы, как искусство. Вот почему -год тому назад, 23 -апреля, Цен- тральный комитет партии принял св-о-е истори- ческое решение о художественной литературе н ликвидировал ВОАПП и РАПГ1, об'адинив всех писателей, поддерживающих платформу советской власти, в единый Союз советских яисателей. Аналогичные изменения проведе- ны по другим видам искусства. Это решение партии было встречено с гро- мадным под'-емом в рядах писателей и худож- ников. Писатели Западно-сибирского края сумели сравнительно быстро перестроиться в духе это- го решения, в результате чего значительно поднялась активность писательских масс на более высоком идейно-политическом уровне. Этого мы не можем сказать о художниках Западно-сибирского края. Они не сумели быстро подхватить решение картии, сделать это решение программой сво- их действий, по-боевому включиться в мощ- ный поток творческих усилий рабочего клас- са и колхозного крестьянства, строящих соци- ализм. v В среде художников края мы отмечаем не- которую растерянность, организационную раз- общенность, боязнь во весь голос заявить о своем существовании. Отсюда и недостаточ- I ность внимания, недостаточность помощи изо- искусству в крае. Потребовался год после решения ЦК партии, чтобы собрать, об'единить, консолидировать «художественные силы края, организационно их -оформить, заставить доказать сво-е лицо. Таким показом явилась первая западно-си- бирская выставка художников. Чем об'яснить то, что некоторые художники Западно-сибирского края оказались «в сторо- не»? Что мешало их росту, их идейной и ор- ганизацонной сплоченности, их высокой твор- ческой активности? Это об'ясняется прежде всего тем, что в среде «удожников -края продолжали -гулять вредные теории, ничего общего не имеющие с марксизмом-ленинизмом. Достаточно привести некоторые рассужде- ния этих теоретиков, чтобы увидеть их гнилое нутро. В книге Копылова «На перевале» (Сибкрай- издат, Г927 г.), с бесцеремонной развязностью протаскивается идеологический багаж «област- ников», сыгравших в истории Сибири извест- ную всем контрреволюционную роль Автор книги, этот «путанный теоретик» на фронте изобразительного искусства, совершен- но неправильно ориентирует художников края, сталкивая их на позиции «областничества», на позиции самодовлеющего «сибирского искус- ства». Он говорит: «Кстати о сибирском искусстве. Можем ли мы ставить вопрос о нем, как об искусстве особом, отдельном от искусства СССР». И Копылов, правда, в завуалированной фор- ме, дает утвердительный ответ на этот вопрос. Он пишет: «Нам хочется, не касаясь этого вопроса во всей полноте, поделиться только некоторыми соображениями и сопоставлениями...^ Гоген, чтобы проделать свою работу, уда- лился на о. Таити, в первобытные услоьия первобытного искусства... Обескро-зленная, ото- щавшая Европа, в поисках новых девственных сил, увлекается искусством негроз: искусством негров интересуются и у нас в СССР Ни нквем ли мы, сибиряки, я условиях, по- добных условиям Гогена? И соприкосновение с первобытным искусством нацменьшинств, роскошью природы и своеобразием сибирско-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2