Сибирские огни, 1933, № 3-4

I P •••'•••• . ВЯТКИН. ШКОЛА ПИСАТЕЛЬСКОГО РЕМЕСЛА (ременной, несмотря на в>сю схоластику вос- вггания. Жить и познавать — хорошо! Не тра- тить время на личные рефлексы в отношении иалкмх и ничтожных людей, мимо личного! Пора, наконец, вырвать молочный зуб!», И еще в одном месте: ... «Надю помогать людям изживать личное,, а не консервировать их на перспективных на- строениях. Правильный монтаж людей так же (ужан для работы, как и правильный монтаж иииин». Самоорганизация писательской личности и доминирование творческого начала над лич- ным — одно из существенных условий /подлин- ного творческого успеха. Однако, в самоорганизации своей собствен- ной личности Шагинян допустила некоторый загиб, «левацкий» заскок. Она, несомненно, перегибает палку, когда, увлекшись строитель ством, 1 заявляет (на стр. 392 «Дневников» и в других местах) о необходимости бросить ли- тературу и заняться планово-хозяйственной кятельностыо. Под впечатлением судебного цХщесса Промпартии она пишет: «Мы должны кйчас к черту бросить литературу и взяться а точные знания, чтоб з а ш и т ь вредителей и яачей. Другого выхода я не вижу. Если не яру за «Гидроцентралью», то, кончив ее, пой- ty служить в плановом секторе». Негодование по адресу вредителей вполне внятно. Каждый советский писатель должен (ыть заряжен ненавистью IK вредителям, кг к ваукинг пулей. Но писатель обязан бооэтъел I вредителями на своем собственном посту, и ему надлежит вооружиться специальным 1 », зна- иями именно для литературных (и литератур- но-общественных) выступлений, а вочее не для то/о, чтобы в плановых и хозяйственных учреждениях и предприятиях заменять вреди- телей в рвачей. Мы думаем,, что ч следующем издании «Дневников» (а оиа, конечно, потре- буется) Шагинян сделает к приведенной т м и последней цитате раз'яонение, ибо было бы непростительно обидно, если бы такой мастер литературного цеха покинул свой цех в мо- мент мобилизации писательских сил для борь- бы за 'Магнитострой, литературы. • P. S. Эта статья была уже написана, когда мы получили от тов. Шагинян письмз (от 29 марта), разъясняющее ее литературную по- зицию и сообщающее о новом моменте в ее творчестве. Приводим это место письма полностью: «Литературу, конечно, не брошу. Кому из нас удавалось ее бросить! Но продолжать ра- боту по-старому больше не могу, исчерпала инерцию. Сейчас я опять начинаю все сначала и строю себе новую площадку, на которой по- ка лишь ощупываю пространство, — малень- ких выступлений, рецензий, критических заме- ток etc* Хочу подобраться к большой крити- ческой работе не столько производителя ис- кусства, сколько потребителя искусства. По- моему у нас вообще мало думают о критиче- ском потреблении всего того, что уже настро- или и наделал», А без этого нельзя дать куль* туры. М. Ш а г и н я н » . \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2