Сибирские огни, 1933, № 3-4
рошей дозы классицизма». По утрам, прежде чем сесть за писание и вообще начать рабочий день, она прочитывает несколько страниц из - Гете или Бальзака, «приводя этим в порядок свои мысли». Она называет это еще иначе: «умывать мозги». Классики далеки от нее по своей идеологии а тематике, но ясная глубина их формы, сила • их творческой изобретатель- ности и экспреоаии могут, действительно, по- мочь привести в порядок мысли, «умыть моз- ги», дать толчок к художественному воспита- нию интересующих нас явлений и фактов. Зарядка получена, начинается творчество. Здесь основное — единство формы и содер- жания: «каждая форма должна быть находи- ма в -своем материале». В этом—лучшее сред- ство -борьбы с шаблоном, трафаретом, баналь- ностью. Работая над «Переменой», Шагинян записы- вает в «Дневник» следующее: «Написала одну очень аильную главу, другую—'слабее и лреть'ю начала совсем слабую; не видно пути, нет толчка изнутри, оттого форма отрывается и становится внешней.... Это гибельно». Через два года в «Дневнике» новая вариа- ция аналогичной мысли.» «Сегодня .думала о ро- мане. Первая глава — биржа труда. Надо со- брать материал и суметь 'сделать производ- ственное ядро совершенно слитым с оболоч- кой фабулы». Чтобы фабула и ее «оболочка» были крепче,, писателю нужно опираться на факт, брать ма- териал не с потолка, а из живой, конкретной, хорошо знакомой действительности. Но опи- раться на факт—'отнюдь не значит рабски 'сле- довать факту, переоценивать его. С точки зре- ния Шагинян «литература факта» — очеред- ная глупость, факт совершенно не заразите- лен, -если его не -сделать заразительным. А в этом моменте подачи и лежит искусство». Как же подавать -материал? Его нужно под. вать в динамическом разрезе («в работе боль, ш-е всего надо бояться, когда умирает днии«. ние») а для этого необходимо его четко в» деть в воображении. В «Дневнике» читаем: «Я как бы вижу все перед -глазами и си раю-сь словом, как карандашом, максимальи точно обвести по Контурам видимого. Тавд метод моей работы в «Перемене» и здесь (j «Гидроцентрали»); мне это нравится, точнее- я это внутренне переживаю, как второе ipoa дени-е видимых вещей». В изобретении персонажей это «внутренне переживание» достигает степени органически то слияния с действующими лицами продай ден-ия, по крайней мере главными; так, об оj ном из героев «Гидроцентрали» автор пишет «Я -брежу моим рыжим, люблю его, мечтаю i нем, -как о живом». Поменьше рассуждения и дидактики, поболь ш-е живых штрихов, живых образов, ж-шоп показа действительности, -основааного ва наб людательнО'Сти. Не даром Шапинян почти си нографичеоюи фиксирует рассказ доктора П. и других своих собеседников, вдумчиво -опи- сывает свои встречи, обстановку, пейзаж, л* строение. Приехав в Джанкой и побродив ве- чером по городу, она фиксирует «незабывае- мое впечатление о:т слабо освещенных дома, чужой жизни, так близко придвинутой, боль- шого открытого окна в первом этаже какого- то учреждения, где сидели дв-о-е -служащих, один-нв зеленой рубашке». В этом 'Наблюдем, в этой маленькой картинке — элемент буду- щего рассказа. Внимание писательницы оста- навливают даже вывески, она, например, it- м-ечает (с сохранением пунктуации и орфогра- фии!) соревнование двух парикмахерских pes- лам на мосту: МОСКОВСКАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПАРИКМАХЕРСКАЯ Вниманию! Волос красота человека, Перхоть несчастье для имею- щего. Мытье головы полное дости- жение шелковистости головы Наш Дивиз. ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПАРИКМАХЕРСКАЯ ЖОРЖ Прошу не смешивать с други- ми парикмахерскими! Дезнифещия инструментов на глазах у клиентов для каждого клиента имеется отдельная де- знификационная кисть, что но- во для Климентов Черноморья. Мелочь, смешной пустяк, но писатель, как Плюшкин, должен собирать в кладовую своей памяти и мелочь, в каждой мелочи видеть ха- рактер, стиль, производственное и клаос-ов-ое лицо. Парикмахерское соревнование не случай- но занесено в «Дневник», оно тоже .пригодит- ся для дальнейшего творчества. И еще один большой вопрос — принципи- альный .вопрос — ставит и смело разрешает Шагинян: вопрос о влиянии личного на твор- ческое. Творчество требует человека полно- стью, от пиоателя оно требует почти самоот- речения и, во всяком -случае, глубочайшей со- средоточенности. А личное — мешает. «Личное — это молочный зуб, творчеств-о' коренной зуб, покуда первый не вырвешь - второй не вырастет. Сейчас я должна вырвав свой молочный зуб, чтобы начала ',расти «Г®' роцентраль». И вырву». И в другом месте, позднее: «... Я по природе завзятый диалектик, Дй а ' лек-тизм делает меня жизненно-сильной и с0 '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2