Сибирские огни, 1933, № 3-4
[го нельзя, а познать его, не участвуя в его [елаиии, невозможно». Рассказывая дальше о своей'борьбе за овла- дение новым материалом, Шагинян вплотную Едходит к области производства, социалиста- некого строительства, строительства Дзоргэс- лой гидроцентрали. «Первоначальное наме- ренье — сесть в рабочий барак, чтобы видеть дойми глазами и описывать — оказывается наивностью. Вас самих забирает в работу пройка. Большое дело писателя пахнет чем- то паразитическим, когда люди рядом рабо- тают, борются, бьются, а вы ходите вокруг и посматриваете, на каждом шагу подмечая не иатериал для описанья, а материал для непо- Ьадстванного вмешательства». Так Шагинян, резко оттолкнувшись от про- шлого, постепенно овладевает настоящим, в корне перестраивает методологию своего ли- тературного труда. Мы намеренно привели длинную цитату: она с исчерпывающей ясностью определяет ту иде- ологически-производственную платформу, на юторой столь твердо теперь стоит Мариэтта Шагинян. Из этой платформы естественно вытекает и новая методология писательского ремесла, практическая школа его. Что же характерно для литературной метю- даки Шагинян? Прежде всего — предварительное изучение политэкономии, техники и всего того, конкрет- ного материала, над которым собираешься ра- ботать. Эта предварительная стадия литературной работы отнимает очень много времени и сил, Ю| миновать ее нельзя, « т а р и р о в а ть ее >не- ищуклшго. • Шашнян подает в этом деле пре- красный пример, образец добросовестного под- вода к своему делу. «Как я мало знаю! как мне хочется второй раз родиться, чтобы прожить жизнь сначала». И она с увлечением ликвидирует свою поли- тическую и техническую неграмотность. Она систематически читает Левина, изучает iro труды: и политические, и экономические, и философские. Она читает и перечитывает Ста- гана. По поводу его выступления на с'езде ра- ботников промышленности она заносит в свой «киник: «Характерная для него, прямая, ум- ная и заразительная речь. Вместе с прошлогод- ней речью на с'езде аграрников-марксистов — 9то самое сильное впечатление последних лет. Насколько Троцкий был, со своей психикой, весь человек прошлого, Сталин—весь человек Ищущего». Она критически изучает оппортунистов, осо- бенно Бухарина («Империализм и мировое хо- зяйство» и др.). С захватывающим -интересом иадит она за работами партийных с еэдов, конференций и пленумов, за борьбой партии м -два фронта и вое более убеждается в пра- вильности генеральной линии партии. Параллельно идет овладение техникой. «Читаю «Электрификацию 1РСФС1Р» Оквор- Иовд-Степанова. Упоительная вещь!». «Читаю чудесные книги по электричеству и магнетизму». «Читаю интересные мнили по строительству». «Прекрасный курс по мостам .инженера Ми- №польского, — читаю и извлекаю огромную пользу для себя». '«За дни болезни прочла почти целиком учеб- ник .слесарного дела Нетыксы». Не только дни болезни, но и послеобеден- ный досуг иногда используется с той же ке- лью: «После обеда 3. прочитал мне длинную лекцию о плавке медной руды, сопровождая ее рисунками». Все это не только удовлетворяет потреб- ность в специальных знаниях, но и пригодится потом в очерках, рассказах, романах, а может быть даже и в поэмах. Писательница не ограничивается теорией, ее "интересуют и практические опыты, проверка приобретенных знаний—на производстве. Она участвует в лабораторных опытах по исчисле- нию давления воды на плотину путем приме- нения магнитного тока, она проводит опыты по определению влажности песка и щебня и т. д. Прежде чем писать свои -«Очерки Совет- ского Закавказья» и «Гидроцентраль», Шага- нии в ^ е л я ми и месяцами 'Изучает соответству- ющие местные материалы. В ее «Дневниках» вы найдете и доклад об экономической струк- туре Чиатурской концессии, и тезисы о про- мышленном значении Зангезуроких медных рудников, и детальное описание месторожде- ний марганца. Десятки страниц «Дневника» за- няты сырыми и полусырыми материалами по такегшльиой промышленности Ленинграда, из которых затем создались «Текстильные рас- сказы». Эти материалы — .своего рода малень- кая специальная энциклопедия: автор посеща- ет профсоюзные организации, подробно осма- тривает фабрики и заводы, исследует рабочий бюджет до затрат на 'бутылку гаива включи- тельно, составляет биографии наиболее выда- ющихся рабочих, копирует статистические сводки, описывает производственные совеща- ния и делегатские собрания. Словом, еще де- сять лет тому назад, 'задолго до поворота пи- сателей к производству, Шашнян пишет исто- рию фабрик и заводов: «Невскую нитку» и «Фабрику Тюрнтон». Начав с текстильного про- изводства, она .переходит дальше на разработ- ку полезных ископаемых, на 'изучение энерге- тических ресурсов и строительство ДэорГЭС'а. Трудно осваивать новый материал, еще труд- нее — давать его в художественном показе. Эти трудности писательница от себя не скры- вает. Поворот в творчестве дается ей очень тяжело. «Дневники» пестрят горькими призваниями: «Писала плохо, вяло»... «Вчерашнее написанное (выбросила, начала все 'снова». «Девятую главу разорвала, не иравится». «Становлюсь банальна, роман вделался плос- ким. Испортила вещь, потеряла ритм». «Прозу мне неимоверно трудно писать». «Острая боль у меня оттого, что не могу * еще дать стопроцентного творчества». Надо крепко любить литературу, чтобы му- жеств-енно преодолевать все эти неудачи и трудности, и по три, по четыре раза, как это .делает Шагинян, переписывать и переделы- вать ту или иную главу. Спрашивается: как же и чем преодолевает она эти трудности? Она начинает с зарядки от классиков. Это ей необходимо и полезно жак утренняя заряд- ка физкультурнику. Писательница дает себе задание: '«не пропускать ни одного дня без хо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2