Сибирские огни, 1933, № 3-4
иивидуалисттичеоких переживаний и обост- ммого психологизма, который характерен РЯ буржуазной литературы предреволюциом- ях> периода. Но вот вспыхнула Февральская революция, гремела железная поступь рабочих батальо- 13 Октябрьской революции, — ' и для писа- льницы начинается новая полоса жизни, со- ршеино не похожая на прежнюю. Октябрьская революция застала Мариэтту |агинян на Северном Кавказе, в Нахичевани Ростове-на-Дону. Она непосредственно наб- юдает и отчасти пережизает на самой себе :е этапы гражданской войны, она видит и истых и белых и расценивает их по делам !. Но с каждым месяцем, с каждым днем грьбы Шагинян все больше и больше склоня- ет к новому миру и все решительнее рвет старым. Из рабочего Петрограда, колыбели онбря, она слышит громкий голо-с своего ратника и друга Александра Блока: «Слу айте революцию! Всем телом, всйм сердцем, ем сознанием—слушайте революцию!» И а слушает, и слушая, понимает, учится по- мать. Зктябрь победил, белые банды разбиты. На вказе, как и в центральной России, торже- !ует советская власть. Ша гшян временно гсает перо и становится к .рабочему станку: а учится прядильно-ткацкому делу и затем, лучив звание квалифицированной пряхи, ез- т по Дону в качестве инструктора текстиль- го цеха, организует первую советскую пря- лыво-ткацкую школу. Атмосфера соЦиали- теского труда, советского производства ув- кает ее, заражает первыми вспышками энту- »ма. Шагинян перерождается. Но она живет в ржуазном окружении, — многие ее друзья, «комые товарищи-писатели продолжают зло- кательствовать и клеветать по адресу совет- )й власти. И Мариэтта Сергеевна заносит в >й дневник: «Я все 'больше возмущаюсь пи- шгми и интеллигенцией. Большевею в их ЭДе не по дням, а по часам. Ни в ком не ку праведного отношения к действительно- к каждый отлынивает от своего дела, а ме- 1У тем винит государство в неверном дела- «• Верно или неверно, но они делают, а мы?». Ьгад за окончанием гражданской войны, ганян пишет свою превосходную летопись >й войны — о событиях на ростовском участ- вдвказокого фронта — цикл беллетристиче- к очерков под общим заглавием «Переме- >. По словам автора, «в этом произведении > аи одного выдуманного слова, ни одной пережитой сцены», только кое-где измене- [ имена. ®от видишь, —' восторженно говорит в «Пе- чеве» юная революционерка Куся, — скоро :ь мир .станет советским. Все страны зато- ^ с я завести у себя рев.олюц:ию. И музыка, 3 №са, .музыка пойдет по ,в.сем улицам мира, 1 'Ставу тогда барабанщикам и пойду отби- п> перемену: трам-таррам, просыпайтесь! >ю утреннюю я играю ггебе человечество!» •Ьраллельно с «Переменой» 'Шагинян пишет 1 революционных рассказав — «Агит-вагон» 'Ругке, которые печатаются, так же как и Йемена», преимущественно в журнале 'асвая новь». По поводу этих произведений 1®ктор «Крааной нови» писал Мариэтте Сер- °гни. 12. геевне: «Очень ваши вещи нравятся тов. Лени- ну, он как-то об этом говорил Сталину, а Ста- лин мне». Дальнейшее творчество Мариэтты Ша.гиня:н переключается преимущественно на производ- ственные теуы. Она пишет «Текстильные рас- сказы» — о ленинградских текстилыны.х пред- приятиях, в том числе о суконной фабрике Торнтон, где в 90-х годах прошлого века ре- волюционную пропаганду вел сам Ильич. Она пишет «Роман угля и железа» — очерки о ткварчельском угле, результат годичного пре- бывания в глухом местечке Абхазии — Т.квар- челли. Она разрабатывает ряд экономических проблем — о природных богатствах совет- ского Закавказья — марганце, угле, меди, да- ет, можно сказать, художественно-экономичес- кую географию Армении, Грузии, Азербайд- жана, при чем природа и хозяйство рассматри- ваются как одно целое. Этот художественно-идеологический поворот на 180 градусов, поворот от корана к марк- сизму, от Идеалистической мистики к диалек- тическому материализму, от буржуазно-утон- ченного эстетства, • кабинетного творчества, к грозе и буре пролетарской революции, к могучему творчеству освобожденных • пру- дящихся мате—этот поворот дался писательни- це не легко. Она затратила очень много сил и труда, чтобы овладеть теми новыми высотами мысли и чувства, от которых стояла когда-то так далеко. Пересмотрев .свое писательское во- оружение, она с гор'ечью поняла, что оно очень слабо и что ей нехватает очень суще- ственного — нехватает и политических, и на- учно-технических, и производственных знаний. И она жадно ,— как голодный на хлеб—на- брасывается на эти знания. Но этого ей мало. Ее влечет само производство. Она целыми го- дами работает^ на строительстве, работает не только пером, но и органически срастается t об' ектом стройки, с ее нуждами, достижения- ми, перспективами, — так создается роман «Гидроцентраль», высшая на данный момент точка творчества Мариэтты Шагинян. Что такое «Гидроцентраль»? Это прежде всего роман производственный, это худо- жественная летопись постройки закавказ- ской лидроэлектроцентрали — ДзорГ'ЭС, зегу- пившей в экотлоатащню 15 ноября 1932 г. Ро- ман, строго говоря, не закончен, это лишь пер- вая часть эпопеи о ДзорГЭС'е, о первом этапе строительства—и этапе неудачном. Он конча- ется, как известно, (крушением моста и проры- вом плотины; на строительство приезжает ре- визия РКИ и должйым образом разряжает не- здоровую атмосферу, созданную яа участке классово чуждыми элементами. На участке бы- ла неправильно поставлена организация руко- водства. «За шесть месяцев не было ни одно- то производственного совещания. Голос .ра- бочего, может, был верен, а может и ошибал- ся, но голосу рабочего не дали ни в том, ни в другом случае раздаться, чтобы при всей обществ.енно(Зти ело заслушать, дать ему ход или вскрыть ошибку сразу на месте. Рабочего держали в потемках насчет проекта, а строй : ка должна учить нас, от чернорабочего до Профсоюзника,- до секретаря ячейки, всех учить, чтобы на следующей работе мы были уже с прибылью опыта, с прибылью знания»... Ревизия РКИ, о которой гов'орится в рома-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2