Сибирские огни, 1933, № 3-4

Школа писательского мастерства (Заметки о творческом пути Мариэтты Шагинян) г. вяткин I. (Кто бы ни был — заходи, прохожий. Смутен вечер, сладок запах нарда. Для тебя давно покрыто ложе Золотистой шкурой . леопарда. Для тебя давно таят кувшины Драгоценный сок желтей топаза, Что добыт из солнечной долины, Из садов горячего Шираза. Поспеши. Круглится лик Селены. Кто б ты ни был — будешь господином. Жарок рот мой, грудь белее пены, Пахнут руки чебрецом и тмином. Я ремни спустила у сандалий, Я лениво расстегнула пояс»... л это стихи? От них веет древней экзо- м Востока и... тысячелетним рабством щины, для которой любой мужчина — один. и рабовладельческая экзотика, этот лири- ий гашиш открывают популярный сборник т вор ений Мариэтты Шагинян „Oriental ia" самой Мариэтты Шагинян, которую недав- - в связи с 30-летним юбилеем ее литера- юй деятельности — широко чествовала ратурная и рабочая общественность, вот еще одно стихотворение того же мика: «У земли для любви не найдется Сладких слов, возносящих любовь. То, что к сердцу из сердца пробьется, Тишиною любви славословь. Верь, не тщетно над миром возносит Нас святого безмолвия час. Втишине сам господь произносит Это слово любви вместо нас. Ночь. Допела последняя птица. Ходит ветер в саду бормоча. Ах, как сладко плечу приютиться У навеки родного плеча!» еплохой ноктюрн периода раннего немец- » романтизма, эпохи Новалиса с его санти- тальной мистикой... Не странно ли, что это ма та самая Шагинян, которая создала «стильные , рассказы», I «Гидроцентраль»,* |№ники». вдвда, стихи „Or iental ia" написаны 20 лет Ч назад, а «Гидроцентраль» появилась лишь в 1930 г. Жизнь течет, люди меняются, Мари- этта Шагинян за 30 лет своей писательской работы (вернее за последние 15 лет) продела- ла большую идейно-творческую эволюцию. Эта эволюция характерна и поучительна, но, чтобы ее лучше понять, остановимся ненадолго на важнейших биографических данных писатель- ницы. Мариэтта Сергеевна Шагинян родилась 4S лет тому назад, в семье московского врача. По национальности она армянка. Росла в бед- ности и с 14 лет, будучи гимназисткой уже за- рабатывала средства к существованию, да- вая уроки. Затем она поступила на фи- лософское отделение историко - филологиче- ского факультета высших женских кур- сов в Москве, по окончании которых по- ехала в Германию — писать там диссертацию на получение звания магистра философии, но в этот момент грянула империалистическая война. Параллельно с учебой шла литературная работа. Будучи курсистской, Мариэтта Серге- евна работает в газетах, пишет статьи, фелье- тоны, очерки, рассказы, стихи. В 1909 г., на 26 году жизни, она выпускает в свет первую книжку стихов под названием «Первые встре- чи». В 1913 выходит «Orientalia», сборник, вы- державший 5 изданий, что говорит о большом успехе этих стихов у тогдашнего буржуазного читателя. . В годы войны юна пишет р яд рассказов, а также философских и критических статей, сви- детельствующих о ее близости к мистикам в роде Мережковского, к символистам и эстетам, которым покровительствовали Рябушинские. Несмотря на жестокие уроки войны, старая буржуазно-идеалистическая культура цепко держит писательницу в своем замкнутом кругу. Дореволюционное творчество Шагинян доста- точно четко и художественно-ярко выража ет идеологию крупной промышленной буржуазии. Социальные мотивы в ее произведениях еще отсутствуют, ее тематика ограничивается проб- лемами любви, брака, индивидуальной челове- ческой привязанности, влияния одной личности на другую, ее интересуют проблемы судьбы, смерти, различные странные и загадочные .ис- тории, — словом, мы видим туг весь тог цикл

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2