Сибирские огни, 1933, № 3-4
Замечательные мысли Маркса и Энгельса о двух -вершинах развития искусства в многове- ковой истории человечества занимают по об'е- му очень немного. Но они погружают нас в глубочайшее истинно-научное понимание ис- кусства Эллады и эпохи Возрождения, которое не дают идеалистические, формалистские, экле- ктические, ползуче-эмпирические толстые тру- ды буржуазных специалистов искусства. Высказывания Энгельса о мощном искусстве (молодой восходящей буржуазии Италии мы должны поднять на щит, особенно теперь, ко- гда идеологи буржуазии ищут спасения в сред- невековой мистике 42 и пытаются умалить вели- кое прогрессивное значение культуры эпохи Возрождения. Знаменитый «властитель дум» современных капиталистов философ Освальд Шпенглер еще в работе «Закат Европы» пы- тался ошельмовать итальянский Ренессанс и возвеличить, в противовес ему, готическое ре- лигиозно - мистическое искусство средних веков. «Ренессанс родился из сопротивления. Поэ- тому ему не хватает глубины, размаха и опре- деленности, настоящего формообразующего инстинкта». «Но вынужденная группировка отдельных ис- кусств вокруг антикизирующей пластики не могла изменить коренные основы их бытия. Она вызвала только обеднение .их внутренних возможностей». «Искусство Ренессанса не знает проблем». «В готике и барокко настоящий великий ху- дожник выполняет свою миссию, углубляя и приводя к завершению их язык; в Ренессансе он вынужден был его разрушить» 4 ®. Умирающий класс рыцарей чистогана отка- зывается от великих культурных ценностей своей молодости. Восходящий класс пролета- риата, строящий в жестокой борьбе здание новой общественной формации — здание со- циализма, критически освоит эти ценности для создания величайшей культуры бесклассового человечества. Ясные путевки для этого даны его гениальными вождями. -к «Мужчина не может сделаться снова ребен- ком, не становясь смешным..: и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на выс- шей ступена воспроизводить свою истинную сущность». Этими словами Маркс хочет ска- зать, что возврата к прекрасному наивному искусству «детства человеческого общества»— 43 См. интересный обзор Машковской о кри- зисе современной буржуазной мысли в № 10 «Фронт науки и техники», 1932 г. 43 «Закат Европы», т. I, изд. Френкель, 1923 г. стр. 281-282. античной Греции нет. Оно осталось поз как «никогда не повторяющаяся ступень», человечество сможет соз -чть новый нещ ный расцвет художественного творчеств] новой высшей основе. Он там — вперед! лучистых просторах коммунистического of ства. На ступени высшего общественно комического развития. Где уничтожится i тельное, калечащее разделение труда в труд из средства порабощения сделается! ством освобождения человеческой личн свободного гармонического раскрытия все сил, «творческим проявлениям жизни», уничтожится искажающая рблик человека тивоположность между городом и дера где в высшем развитии коллективности «п чает индивид средства, дающие ему воз) ность всестороннего развития своих задач Где — «...при коммунистической организ: общества отпадает местная и национальная раниченность художника, вытекающая из деления труда, и замыкание художника в | ках какого-нибудь определенного искусс что делает его исключительно живопис скульптором и т. д. . .. В коммунистическом ществе не существует живописцев, существ] лишь людей, которые, между прочим, заш ются живописью» 44 . Общественная жизнь и внутренняя ж» каждой отдельной личности развернутся в обычайном богатстве- содержания. Реал действительность с полнозвучным биением слей, воли, чувств, потребностей, наслажде будет невиданно обогащать идейную ткань кусства. Прошлые эпохи битв за новый, J ший социальный строй также будут насьш его глубоким материалом. И тогда CMOI осуществиться создание высокоидейного по держанию и совершенного по форме худо ственного творчества. О нем говорит Энге в письме к Лассалю: «Полное слияние болы идейной глубины, сознательного историческ содержания... с шекспировской живостью и гатством действия, будет, вероятна дости то лишь в будущем и может быть вовсе П не немцами». За создание такого полноценного и вы« го искусства бьется сейчас, под руководи ЦК партии во главе с тов. Сталиным наша ветская художественная литература и иск ство. Гениальные мысли Маркса и Энгельса о дожественном творчестве мощным прожек ром освещают пути этой творческой кипу работы. а «Немецкая идеология», «Архив Маркс» Энгельса», т. IV, стр. 262.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2