Сибирские огни, 1933, № 3-4

й Софокла под цветущим голубым цебом ды... евежество — это демоническая школа, ко- I, опасаемся, послужит причиной еще мно- трагедий. Недаром величайшие греческие ы в потрясающих драмах из жизни коро- шх домов Микея и Фив изображают неве- во в виде трагического рока» 39 . Маркс и ;льс глубоко понимают конкретно-истори- ое своеобразие античной драмы в отличие ; р?гедий Шекспира, созданных в условиях :ождения буржуазии и потому выражаю- ее индивидуализм в резко очерченных- ха- *рах. арке в «Капитале» вскрывает неповтори- социально-экономические причины вер- ного расцвета искусства в маленьких го- тах республиках Греции. 1га древние общественно-производственные шизмы несравненно более просты и ясны :воему устройству, чем буржуазный, но они )ятся или на незрелости индивидуального >века, еще не оторвавшегося от пуповины ственно родовых связей с другими людь- ми на непосредственных отношениях гос- (тва и подчинения. Условие их существо- га — низкая ступень развития производ- йых сил труда и соответственная связан- отношений людей в рамках процесса, дающего их материальную жизнь, а вме- с тем, связанность всех их отношений к другу и к природе» 40 . На этой основе задается мощное коллективное творчество о фантастически-преувеличенными и тонко- гаческими образами из области отношений Д| У людьми и природой и общественных кских отношений. Оно и составляет не bo «арсенал», но и плодоносную живую fey» для великих произведений греческих ^чков и художников. И Маркс ежегодно 5£г и перечитывает ов оригинале Эсхилла |ает высокую оценку греческому античному 1Усству и эпосу — они «в известном смысле раняют значение нормы и недосягаемого азца». В отличие от Маркса Энгельс про- яет больший интерес к другой историче- эпохе высокого развития искусства — х е Возрождения. К этому он, очевидно, "пел через свое пристальное изучение сред- веков. «Старом введении к «Диалектике природы» «О г. Энгельс дал замечательную по глуби- Из «Рейнской газеты», соч. Маркса и Эн :ьс а, т. И, стр. 207. «Капитал», т. I, стр. 46-48. не, блестящую по исключительной сжатости стиля характеристику эпохе итальянского Ре- нессанса: «В спасенных при гибели Византии руко- писях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность; перед кла- ссиками... (пропуск в рукописи — Б. Ш.) пла- стическими светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое явилось, точно отблеск классической древности и которое в дальнейшем никогда уже не по- дымалось до такой высоты». Энгельс далее вскрывает условия, определив- шие появление целой плеяды разносторонне развитых людей — великих мастеров искус- ства Италии и частично Германии. «Это был величайший прогрессивный переворот, пере- житый до того человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила ти- танов по силе мысли, Страстности и характе- ру, по многосторонности и учености. Люди, •основавшие современное господство буржуа- ёии, были, чем угодно, но только не буржуаз- ?но-ограниченными. Наоборот, они были более или менее обвеяны авантюрным характером Своего времени. Тогда не было почти ни од- ного крупного человека, который не совершил !бы далеких путешествий, не говорил бы на Четырех или пяти языках, не блистал бы в не- скольких областях творчества. . .; Леонардо да- Винчи был не только великим художником, ho и великим математиком, механиком и инже- нером, которому обязаны важными открытия- ми самые разнообразные отрасли физики. Аль- 'брехт Дюрер был художником, гравером, скульптором, архитектором и, кроме того, изо- брел систему фортификации. .. Л ю д и т о г о в р е м е н и н е с т а л и е щ е р а б а м и р а з - д е л е н и я т р у д а , о г р а н и ч и в а ю щ е е ' к а л е ч а щ е е д е й с т в и е к о т о р о г о мы т а к ч а с т о н й б л ю д а е ' м н а и х п р е е м - н и к а х (курсив наш — Б. Ш. ). Но что осо- бенно характерно для них. так это то, что они ;почти все живут всеми интересами своего вре- мени, принимают участие в практической .борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словами, пером, кто ме- чом, а кто тем т другим. Отсюда та полнота и сила характера, которая делает из них цель- ных людей" .- 41 Энгельс, «Диалектика природы», изд. 5, 1931 г. стр. 108-110. См. кроме того, о Рафа- эле, Тициане, Леонардо да-Винчи в «Немец- кой идеологии», «Архив Маркса и Энгельса», IV, стр. 261.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2