Сибирские огни, 1933, № 3-4
сил и производственных отношений данной общественной формации. • Открыв общий закон движения человече- ского общества, Маркс и Энгельс открыли и специфический закон развития капиталистиче- ского общества. Установив общие положения развития «ду- ховного производства», они дали и формулу понимания своеобразного движения его в рамках капитализма. «Капиталистическое производство враждебно некоторым отраслям духовного производства, каковы искусство и поэзия» — пишет Маркс в работе «Теории прибавочной стоимости» 29 . Совокупность мыслей из этого труда, «Ком- мунистического манифеста» «Подготовитель- ных работ для «Святого семейства» «Святого семейства», «Немецкой идеологии», «Капита- ла», Старого введения к «Диалектике приро- ды», писем к Лассалю о трагедии «Франц <Ьон-Зикинлен» и писем Энгельса к Маргарэт Гаркнес и Минне Каутской — дает возмож- ность раскрыть эту тенденцию капиталисти- ческого общества и понять нарастающие, яв- ления упадка в художественном творчестве вто- р ой половины XIX и начале XX веков. Эпоха буржуазии, в отличие от других эпох, упро- стила и обострила классовые противоречия. «Все общество все более и более раскалы- вается на два больших враждебных лагеря, за два больших, прямо противоположных друг другу класса — буржуазию и пролета- риат» 30 . Капиталистическая собственность на основные средства производства в руках от- носительно небольшой группы капиталистов является основой для расширенного воспроиз- водства этих основных противоречий. «Накоп- ление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабст- ва, невежества, одичания й моральной дегра- дации на другом полюсе» («Капитал», т. I). Гос- подствующая буржуазия для сохранения и укрепления своего положения заинтересована в том, чтобы набросить идеологическое по- крывало на зияющие противоречия существую- щего строя. В этом духе интересов господ- ствующего класса создается соответствующая идеологическая продукция. Отсюда искусство наталкивается на огромные препятствия в глу- боком, реальном, правдивом до дна отражении действительности. И вот, подчиняясь воле буржуазии, художник вынуждается прикраши- вать, оправдывать, мистифицировать порц вещей. Мало того. Складывается совер; 'но невозможное для процесса художес- ного творчества положение самого худо»! Маркс очень тонко понимает природу т чества. По воспоминаниям Лафарга этюд 5 зака «Неведомое произведение искусства», гениальный живописец в упорных муках « ся над картиной, произвел на Маркса rjj кое впечатление. Одно место в работе «1 рии прибавочной стоимости» приоткрывает весу над тем, нрсколько Маркс проник в щество творческого акта: «Мильтон прои свой «Потерянный рай», повинуясь тем же буждениям, которые заставляют шелкови; го червя производить шелк». С этим выси ванием перекликается одно важнейшее Mt из его ранних работ: «Писатель отнюдь не смотрит на свою раб как на средство. Она сама по себе — цель; в такой мере не является средством ни него, ни для других, что писатель приноси жертву ее существованию, когда это нуа свое «существование» — пишет еще моло, революционный демократ Маркс в статье <1 баты о свободе печати 511 . Но капитализм ставит его в самое небл! приятное для психологической природы т« чества общественное положение. Буржуазия превратила поэта я художниц своих платных наемных работников. Капита стическое. производство, правда, примет здесь только в ограниченной мере. «В боль® стве случаев здесь сохраняются формы, nt| ходные к капиталистическому производя при чем различные научные и художеств.ен£ производители, чернорабочие или более обр! ванные работают на торговый капитал, на к гопродавца; отношение, не имеющее ничего щего с собственно капиталистическим проет ством и даже еще не подчиненное ему фор: льно. Дело нисколько не меняется от того,' именно в этих переходных формах эксплоа о т ция труда достигает наивысшей степени» Дробное общественное разделение труд 1 условиях капитализма также налагает силы шие оковы на творческую индивидуально! представителя художественного труда. Оно раничивает, обедняет, калечит его. Сужй" полноту и силу характера. Господствующая' идеология общества — идеология господств? 29 «Теории», т. I, стр. 251, изд. 1931 г. 30 «Коммунистический манифест». 31 Маркс и Энгельс, соч., т. 1, стр. 181. 32 Маркс, «Теории прибавочной стоимости т. I стр. 272.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2