Сибирские огни, 1933, № 3-4
воить во всей методологической глубине диа- :ктического материализма. • Исключительную методологическую цен- ить для понимания общих и специальных тросов искусства представляет совокуп- ить мыслей Маркса и Энгельса в «Подгото- ительных работах» для «Святого семейст- !> 23 , «Святом семействе» 24 , «Немецкой идео- огии» 25 , «Теориях прибавочной ценности» 20 . Две первых работы относятся к периоду тановления марксистского мировоззрения у (аркса и Энгельса, когда они, преодолевая ияние Фейербаха с его абстрактным антро- ологизмом, уже «дорабатывались» до пра- пьного понимания самых глубоких основ [йствительности. Осадок фейербаховской тер- иологии, однако, не мешает нам использо- ль замечательные высказывания в этих рабо- Е по вопросам «духовного производства». Немецкая идеология», написанная ц 1845- Мбгг., является памятником окончательного Е шоззренческого самоопределения осново- )ЖНиков марксизма. Характерно «разде-: е труда» — в нем Маркс взял на себя ритику философской части «идеологии» Фейербаха, Штирнера, Бауэра), Энгельс же— тику «истинного социализма», особенно в 5ласти художественного творчества. «Тео- ш прибавочной ценности» принадлежат к релому периоду «марксиста» Маркса и пред- амяют собой как бы IV том «Капитала», га работы наших великих вождей представ- ит богатейшую сокровищницу мысли по во- ?осам «духовного производства» и специаль- ' художественного творчества. Глубочайшее понимание соотношений био- огаческого и социального начала. Высказы- ания о растлевающем влиянии частной соб- гвенности на духовный человеческий уклад. 'Истки суждений о гениях итальянского воз- кждения — Рафаэле, Тициане, Леонардо да- !анчи. Полные глубины страницы о прекрас- Ом искусстве «детства человеческого обще- 1ва» — Эллады. Тончайшее проникновение в Йцество творческого процесса в мимоход- ом замечании о «Потерянном рае» Мильтона. Vcoe видение контуров живописи в творче- Ш-просторном коммунистическом обществе. ^Рытая формула «враждебности» капита- листического производства «некоторым отрас- 28 «Архив К. Маркса и Ф. Энгельса», кн., 3: 21 Маркс и I Энгельс, сочинения т. III. 25 Маркс и Энгельс, соч., т. IV, а также «Ар- Маркса и Энгельса», т. I и IV. 26 Том I, особенно стр. 246, 248, 251. лям духовного производства» — вот беглый* перечень проблем, непосредственно связан- ных с вопросами искусства, проблем, затро- нутых в «подготовительных работах», «Свя- том семействе», «Идеологии» и «Теориях»... Мы остановимся на важнейших принципи- альных моментах. Маркс дает ценнейшую методологическую путевку для научного по- нимания особенностей и развития искусства в различные периоды истории. Она определя- ется одним из краеугольных камней марк- систской теории — учением об общественных формациях. Каждый исторически-конкретный тип общества имеет свою «художественную надстройку» в ее своеобразных видах, типах связи с производственной основой и суще- ственной форме этой последней. Изучая «ду- ховное производство», необходимо исходить не из экономического базиса вообще, а кон кретно-исторического типа базиса. «Чтобы ис- следовать связь между духовным и матери- альным производством, прежде всего необхо- димо рассматривать это последнее, не как об- щию категорию, а в его отдельной истори- ческой форме. Так, например, капитализму соответствует другой вид духовного произ- водства, чем средневековому способу произ- водства; если само материальное производст- во берется не в его специфически историчес- кой форме, то невозможно сделать сколько- нибудь определенных взглядов насчет соотве- тствующего ему духовного производства и насчет их взаимодействия. Дальше пустых фраз дело не пойдет» 2 ?. Это указание Маркса имеет исключительно огромное актуальное значение для нас. Для плехановской концепции искусство- и литерату- роведения как раз характерно • непонимание этих положений. Нужная книга Фриче «Социо- логия искусства» имеет в корне порочную ме- тодологическую основу построения. Она про- являет тенденцию игнорирования анализа раз- вития видов и жанров искусства по принципу различных общественных формаций, содержит тенденцию отказа от этого единственно вер- ного «основоположного» принципа. Наброс- ки 2 плана и первые фрагменты последней за- думанной капитальной работы «Основы марк- систской методологии литературы» 28 совершен- но обходят проблему общественной формации. При рассмотрении конкретно-исторической формы материального производства Маркс вы- двигает методологическое требование — вскры- вать об'ективно-определяющие его 'Внутренние и внешние противоречия. Нужно установить конкретно-историческое соотношение основных классов на основе состояния производительных 2Т Маркс, «Теории прибавочной 1 стоимости» т I, стр. 246, изд. 1931 г. 28 Ст. «Марксистское искусствознание и В. М. Фриче, 1830 г;, стр. 18-24:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2