Сибирские огни, 1933, № 3-4
— пишет 26 ноября 1885 г. Энгельс писатель- нице Минне Каутской, —• выполняет, на мой взгляд, свое назначение, добросовестно изо- бражая реальные отношения, разрывая гос- подствующие условные иллюзии о природе етих отношений, расшатывая оптимизм бур- жуазного мира, вселяя сомнение по поводу неизменности основ существующего Ггорядка, хотя бы автор и не предполагал при этом ни- какого определенного отношения и даже иной раз не становился явно на чью-либо сторо- ну» 8 . Фердинанд Лассаль в своей трагедии «Франц фон-Зикинген» из эпохи Великой крестьян- ской войны Х>"1 века в Германии недостаточ- но полно и .правдиво изобразил реальную дей- ствительность. Осветив «официальные эле- менты» движения — владетельных князей, крупных феодалов и мелкое рыцарство, — он • оставил в тени «неофициальные элементы»— плебейские низы городов и крестьянские мас- сы. Автор затушевал здесь существенные классовые противоречия и не увидел в лице крестьянско - плебейских элементов «зачатков современного пролетариата с красным знаме- нем в руках и с требованием общности иму- ществ на устах» (Энгельс «Диалектика приро- ды»). И в один голос Маркс и Энгельс в сво- их письмах Лассалю указывают на этот боль- шой из'ян произведения. . Ползучий эмпирический натурализм, поверх- ностное и бесперспективное изображение дей- ствительности, крохоборческое копание в ме- лочах буржуазных и мелкобуржуазных писа- телей-реалистов второй половины XIX столе- тия — периода нароставших явлений заката капиталистического общества (Фрейтаг, Шпиль- гаген, Бенедикс, Боденштедт и др.) вызывали резкую критику Маркса. В «Критических заметках» из книги Шешо и де-ла-Одд, отличавшихся этими качествами, Маркс и Энгельс решительно противопостав- ляют великого мастера реалистической живо- писи цветущих Нидерландов ХуИ века, сильно чувствующего противоречия социальных отно- шений этой передовой капиталистической страны того времени — Рембрандта преобра- жающему действительность Рафаэлю. «Было бы весьма желательно, чтобы люди, стоявшие во главе партии движения — до ре- волюции ли в тайных обществах, печати, после нее ли в качестве официальных лиц — были, наконец, изображены суровыми рем- брандтовскими красками во всей своей жиз- ненной яркости (курсив наш — Б. Ш.). Все существующие описания никогда не рисуют S « A D XHB Маркса и Энгельса», т. I (У1) за 1933 т., стр. 318. этих лиц в реальном виде, а лишь в официаль- ном виде, с котурнами на ногах и с ореолом вокруг головы. В этих преображенных рафа- элевских портретах пропадает вся правдивость изображения» (курсив наш — Б. Ш.) 9 : Но на особую высоту Маркс и Энгельс n.j дымают вместе с великим трагиком древности Эсхиллом гениального художника реализма — драматурга Шекспира. Лафарг в «Воспомна- ниях о Марксе» говорит: «Шекспира, которо- го он очень любил, он специально изучал. Он внал его самых незначительных персонажей. В семье Маркса господствовал настоящий культ великого английского драматурга. Его три дочери знали его наизусть». Знаменитый английский шекспиролог Фернивалль был при- ятелем семейной ячейки Маркса. Маркс| охотно использует мощные художественные образы Шекспира в своих теоретических ра- ботах. Мы встречаем их и в «Критике геге- левской философии права» , и в «Немецкой идеологии» 10 , и в «18 брюмера Луи Бонопар- та» 11 , и в «Морализующая критика» и критизирующая мораль» 12 , и в «Капитале» и в др. Энгельс также глубоко ценил Шекс- пира. С большим негодованием он писал Марксу: «Негодяй Родерих Бенедикс издал дурно пахнущую толстую книгу, в которой он по- дробно • доказывает, что Шекспир не может равняться с нашими великими поэтами и даже с поэтами нового времени. Повидимому Шек- спира надо просто сбросить с его пьедестала, чтобы на его место поставить толстозадого Р. Бенедикса. В одном только первом акте «Виндзорских кумушек» больше жизни и дви- жения, чем ' во всей немецкой литературе; один только Лаунс со своей собакой Kpa6oi больше стоит, чем все немецкие комедии, вме- сте взятые» 18 . Чем же вызвал к себе такое исключительное отношение ^о стороны Маркса и Энгельса Шекспир? Он жил в период крутого истори ческого перелома. Под буйным натиском зреющего капитализма рушился феодализм. Разложение старой формации и торжество но- 9 Мавкс и Энгельс, ооч. т. УШ, стр. 293 и » сб. «Карл Маркс' и Фр. Энгельс в эпоху не мецкой революции (1848-1850 г.)», стр. 456. м Маркс и Энгельс, соч., т. I, стрУ 609; соч., т.. У, стр. 83 и 209. 11 Маркс .и Энгельс, т. VIII, стр. 368. 12 Маркс и Энгельс, соч. т. V, стр. 211. 13 Маркс и Энгельс, соч. т. XXIV, стр. 429. 430 (письмо от 10 декабря 1873 г.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2