Сибирские огни, 1933, № 3-4
ки этого образцового для него общества постепенно погибли под натиском вульгарного денежного выскочки или были развращены им; ...вокруг этой центральной картины он группирует всю историю французского об- щества, и з к о т о р о й я у з н а л д а ж е в с м ы с л е э к о н о м и ч е с к и х д е т ) . э л е й , б о л ь ш е (например, перераспределение реа- льной и личной собственности после револю- ции), ч е м и з к н и г в с е х п р о ф е с с и о - н а л ь н ы х и с т о р и к о в , э к о н о м и с т о в с т а т и с т и к о в э т о г о п е р и о д а , в з я- т ы х в м е с т е (курсив наш — Б. Ш.) 4 . Маркс в письме к Энгельсу 14 декабря 1868 г. делился «находкой». «В «Приходском священнике» Бальзака написано следующее: «если бы продукты промышленности не имели .стоимости вдвое больше, чем стоимость их изготовления, то торговли не существовало бы». Что ты скажешь на это? Последнее ие'сто опять-таки свидетельствует об удиви- тельной осведомленности Бальзака в сфере экономических знаний» 5 . В «теоретическом монументе» (Энгельс) — «Капитале» среди рассыпанных художествен- ных привлечений из Шекспира, Гете, Серван- теса, Данте, Мольера,. Гейне, Софокла, Гоме- ра, Эсхилла, Горация 6 мы снова найдем ссыл- ки на Бальзака — на роман «Крестьяне» в Частности, для лучшего яркого обоснования 'г'еоретических положений 7 . Эта оценка глубокой познавательной значи- мости большого реалистического художествен- ного творчества звучит и в статье Маркса в «Нью-Йоркской трибуне» от 1 августа 1854 г.: «Современная блестящая школа романистов в Англии, наглядные и красноречивые описа- ния которой разоблачили миру больше поли- тических и социальных истин, чем это сделали все политики, публицисты и моралисты, вместе взятые, изобразила все слои буржуазии, начи- йая «достопочтенным» J рантье и обладателем государственных процентных бумаг, который сверху вниз смотрит на все виды «дела», как на нечто вульгарное, и кончая мелким лавоч- ником и подручным адвокатом. И как обри- совали их Диккенс, Теккерей, Шарлотта Брон- те и г-жа Гаскель! Полными самомнения, чо- порности, мелочного тиранства и невежества, и цивилизованный мир подтвердил их вердикт клеймящей эпиграммой, пришпиленной к это- 4 Сб. «Литературное наследство», № 2, за 1932 г., стр. 2. 5 Маркс и Энгельс, соч. т. XXIY, стр. 146. 6 «Капитал», т. I, изд. 1920 г.„ стр. 51, 73, 104-105, 286, 603-604, 623, 671, 735. 7 «Капитал», т. III, ч. 1, стр. 13-14. му классу, что он угодлив по отношению к стоящим выше и деспотичен по отношению к стоящим ниже». Энгельс в «Антидюринге» называет произведение писателя и философа восходящей французской буржуазии Дидро «Племянник Ра мо» шедевром диалектики. • При характеристике древних общественных отношений Энгельс широко использует «Илиа- ду», «Одиссею», «Эдду», литературные памят- ники германских племен. Находя в них боль- дыую познавательную ценность, он пишет об «Илиаде»: «Цветущее время высшей ступени варварства изображено в поэмах Гомера, преи- мущественно в Илиаде... Сравнив гомеровскую поэму... с описанием жизни германцев в нача- ле^этого периода у Цезаря и Тацита, мы ясно увидим, как сильно развилась производитель- ность во время высшего периода варварства». В споре с Руте, отстаивая выдающуюся исто- рическую роль восстания силезских ткачей 1844 г., как открывшего классовое движение немецкого пролетариата, > Энгельс прибегает к помощи «Песни ткачей». В ней он видит яр- кое свидетельство высокой степени развития классового политического сознания восстав- ших. В полемике с младогегельянцем Бруно Бауэром в «Святом семействе» Маркс и Эн- гельс, подчеркивая значительный уровень по- литического движения английского и француз- ского рабочего класса, снова обращаются к его литературным произведениям: «Новая про- заическая и поэтическая литература, исходя- щая в Англии и Франции из низших классов, показала бы критике, что низшие классы умеют духовно возвышаться и без непосредственного покровительства святого духа критической кри- тики» (Маркс и Энгельс, соч., т. III, стр. 164). Глубокую познавательную способность име- ет полнокровное реалистическое искусство. Правдивое изображение «реальных отноше- ний», беспощадное обнажение основных и ве- дущих противоречий действительности, отра- жение жизни во всем богатстве явлений, вскрытие в настоящем тенденций развития в будущее — вот качества, которыми оно дол- жно обладать по Марксу и Энгельсу. Этим, мерилом они, творцы диалектического мате- риализма, видевшие за пестрой тканью внеш- них явлений скрытую внутреннюю сущность вещей, и руководствовались, давая высокую оценку творчеству Бальзака, Дидро и англий- ских' романистов. Этот же критерий неизмен- но определял их отношение и к другим круп- ным фигурам, отдельным произведениям и яв- лениям художественного творчества. «...Социалистический тенденциозный роман,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2