Сибирские огни, 1933, № 3-4
залась особенность Маркса зрелой поры его жизненно-теоретического развития — глубо- кий научно - исследовательский подход к во- просу со стороны первоисточников. И уже от юношества исходят своими истоками позд- йейшие марксистские взгляды великого тео- ретика на искусство, как специфическое идей- но-насыщеннсСе и глубокое средство познания действительности в художественных образах. 19-летний Карл в этом письме сам осуждает написанную фантастическую драму «Суланем» и юмористические вещи «Скорпион» и «Фе- ликс» за выспренный романтический идеализм, превратившийся в «чистое искусство формы, по большей части без вдохновляющих об'ек- тов, без высокого парения идей». Письмо молодого Фридриха Энгельса свое- му другу Вильгельму Греберу от 13 ноября 1839 года раскрывает картину больших юно- шеских творческих дерзаний, внутреннего ки- пения и обстоятельного изучения художе- ственной литературы. «Я- не только осно- вательно знакомлюсь с литературой всех стран; я втихомолку воздвигаю себе из рассказов и стихов памятник, который (если только цен- зура своим дыханием не превратит блистаю- щей стали в гадкую ржавчину) озарит своим ярким, юным блеском все немецкие страны, за исключением Австрии. В моей груди немолч- ное брожение, в моем иногда нетрезвом мозгу вечное горение; я томлюсь в поисках великой мысли, которая прояснит брожение и превра- тит жар в яркое пламя. У меня теперь заро- ждается великолепнейший сюжет, по сравне- нию с которым все прежде написанное мной — только детские игрушки. Я хочу в «сказоч- ной повести» или чем-нибудь подобным выя- вить современные чаяния, обнаружившиеся в средние века; я хочу вызвать к жизни духов, которые, погребенные под основаниями церк- вей и подземных темниц, бились под твердой земной корой, стремясь к искуплению. Я хочу попытаться решить хотя бы часть той зада- чи, которую поставил себе Гуцков, — именно написать вторую, подлинную часть Фауста, изобразить Фауста не эгоистом, а жертвую- щим собой за человечество» 2 . В этом письме обращает внимание интерес к средневековью, наполненному скрытой борь- бой зреющих сил капитализма с господствую- щим феодальным укладом жизни. Он на- шел в зрелую пору Энгельса свое отра- 2 Маркс и Энгельс, сочинения, т. II, стр. 542. Г у ц к о в— немецкий писатель, один из во- ждей литгруппы либерально-буржуазной интел- лигенции «Молодая Германия». жение в работе о Великой крестьянской вой- не, в «Диалектике природы» и в замечатель- ном письме к Фердинанду Лассалю о его тра- гедии «Франц фон-Зикинген». * Марксу и Энгельсу чуждо противопоставле- ние науки и искусства, как совершенно про- тивоположных и взаимоисключающих обла- стей духовной жизни общества. Они сближа- ют эти области, рассматривая искусство, как специфическое мощное орудие познания дей- ствительности для се революционного измене- ния. Здесь выражается полноводная диалек- тичность их материалистического мировоззре- ния. При этом подходе они отнюдь не допу- скают крена в схематический голый рациона- лизм и вульгарное упрощенчество, извращаю- щие тонкую нервную ткань творческого про- цесса, специфическую природу искусства. Маркс в письме к Лассалю от 19' апреля 1859 г. проявляет превосходное понимание эмоциональной стороны его трагедии «Франц- фон-Зикинген». «Помимо всякого критическо- го отношения к пьесе, она при первом чтении сильно взволновала меця, и поэтому на чита- телей, у которых эмоциональность больше преобладает, она окажет такое действие в еще большей степени. И э т о в т о р а я , о ч е н ь в а ж н а я с т о р о н а » (курсив наш — Б. Ш.) 3 . Энгельс в письме к мелкобуржуаз- ной социалистической писательнице Маргарэт Гарквес (в апреле 1888 г.) проявляет тон- кий взгляд на сложную связь между классо- вой политической 'идеологией и художествен- ным творчеством писателя на примере ,Бальза- ка. Реакционность «классовых симпатий и по- литических предрассудков» преодолевается У него мощным реалистическим раскрытием ис- тории французского общества. Ряд высказываний Маркса и Энгельса о таком крупном художнике-реалисте, как Баль- зак, с особой яркостью вскрывает высокую оценку ими большого реалистического искус- ства и художественной литературы, как мощ- ного средства глубокого познания действи- тельности. Энгельс в письме к Гаркнес писал: «Бальзак.... в своей «Человеческой комедии» дает нам самую замечательную реалистиче- скую, историю французского «общества», опи- сывая в виде хроники нравы, год за годом, с 1816 до 1848, вое усиливающийся нажим поднимающейся буржуазии на дворянское об- щество... Он описывает, как последние остат- 8 Сб. ^Литературное наследство», № 3, за 1932 г., стр. 15.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2