Сибирские огни, 1933, № 3-4

Маркс и Энгельс о литературе и искусстве Б. ШЛЯЕВ Мысли Маркса и Энгельса об искусстве и литературе получают 1 особую значительность на текущем историческом этапе. Вторая пя- 1илетка социалистического строительства вы- двигает грандиозные задачи. В их круге одна из (важнейших — задача преодоления пережитков капитализма в экономике и со- знании людей, задача развернутого воспита- ния нового социалистического человека, «со- 5нательного и активного строителя бесклассо- вого социалистического общества». На но- вом историческом этапе нашей работы повы- шается действенная роль искусства и худо- жественной литературы. Отсюда необходимо развернуть систематическую работу по освое- нию взглядов основоположников марксизма в области художественного творчества и отно- шения к огромному культурному наследию прошлого. • Эта статья не претендует, конечно, полно- стью охватить вопрос о взглядах Маркса и Энгельса на лйтературу и искусство. Она, мо- билизуя и доводя до широкого круга читате- лей цекотерую часть из многочисленных вы- сказываний Маркса и Энгельса по узловым вопросам искусства и литературы, разбросан- ных в их сочинениях и переписке, ставит, так сказать, р я д т е м для будущих, более дроб- ных и более исчерпывающих исследований. * Активный интерес к художественному твор- честву у Маркса и Энгельса возник еще в юношеские годы. В трудных процессах ду- ховного самоопределения у обоих большое место заняли попытки самостоятельного ли- тературного творчества и занятия вопросами искусства и литературы. Два замечательно интересных документа особенно ярко говорят об этом. В письме к отцу 10 ноября 1837 г . 19-летний Маркс пишет: '«Приехав в Берлин, я оборвал все имею- щиеся до того связи, неохотно сделал не- сколько визитов и попытался погрузиться в науку и искусство». «По тогдашнему состоянию моего духа) ли- рическая поэзия должна была стать первой моей темой, по крайней мере самой легкой и приятной, но, согласно всему моему прежне- му развитию и моему состоянию, она была чисто идеалистической. Мое небо, мое искус- ство стали чем-то столь же далекими и по- тусторонними, как моя любовь. Все стихо- творения первых трех тетрадок, посланных мною Женни (будущей жене — Б. Ш.), от- мечены тем, что все реальное в них расплы* ваеТся и все расплывающееся лишено границ; Нападки на настоящее, неопределенные бес- форменные чувства, отсутствие естественно- сти, сплошное сочинительство из головы, пол- ная противоположность тому, что есть и что !должно быть, риторические размышления вм'есто поэтической мысли, но, может быть, некоторая теплота чувства и стремление в высь — вот что характеризует эти стихи 1 ». Таким образом, поэтическая лира юного студента Маркса была настроена на роман- тическое надуманное звучание. Из письма далее виден серьезный подход к изучению общих вопросов искусства. Проработана с выписками и замечаниями книга «История искусства» Винюельмана. Работа Реймаруса «О художественных инстинктах животных» «продумана с наслаждением». Уже здесь ска- 'Маркс и Энгельс, сочинения, т. I, стр.: 432.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2