Сибирские огни, 1933, № 3-4

Изобретатели Из дневника К. РУДЕР . .10 октября По роду своей работы мне приходится иметь дело с изобретателями. Удивительно наатой- чивый народ, н е отступающий ни перед лаки- ми трудностями! Я часто поражался тому, с какой любовью и энтузиазмом эти люди упорно работают н ад своими изобретениями д аже в тех случаях, когда они не уверены, что их идей найдут немедленное применение. Известно, что ивж. Д*§зель, мотор которо го побил паровую машину, затравленный буржу- азией, бросился с парохода в море. Буржуа- зия мстила за «моральный износ» машин; этим понятием, в отличие огг материального снашивания, Маркс определил то, что «лучшие машины вступают с ней (устаревшей ма,ши- ной) в конкуренцию». У нас принципиально иная основа изобре- тательства. Энгельс (говорит в Анти-Дюринге, что, обратив общественные средства произ- водства в общественную собственность, про- летариат '«освобождает производительные си- лы от их современного капиталистического свойства и дает полную свободу развития их общественному характеру». Глубокое предвидение, которое осуществля- ется на наших глазах, находит себе оп- равдание 'М 'вжду прочим и в изобретательст- ве. ч " Но у нас есть темные пятна и, забегая впе- ред, огпмвчу два р я да явлений этого рода: во-первых, еать еще такие, которые изобрета- ют давно известное «ли эмпирическим путем добиваются того, что теоретически у же давно доказано; во-вторых, н е ' извелись еще изо- бретатели вечных двигателей. Это несомненно, издержки, которые мы несем вследствие не- достаточного овладения наукой и техникой. .. 15 октября. Заявился ко мне ' чертежник Машков я предложил изобретенную им коробку скоро- стей. 'Сегодня оке получил письмо от крес янина-тракториста из лос. Павловского Map Волонтах. Пишет, что изобрел коробку ci ростей, дающую возможность как угодно менять скорость трактора на ходу, при лк>| нагрузке машины. Замечательное 'совпадение! Живут люди ра зных местах, и пытливый ум обоих напр! лен на завоевание пространства, на управ; ние скоростью, на обуздание силы мотора, ж да это нужно человеку. В 1802 г. англичанин Тревитик первый лучил патент на самодвижущуюся доцос паровую машину. Она много раз ездила с скоростью до 10 английских миль в час, им не наехала на палисадник, и дальнейшая е: да на -ней была запрещена. Марк [Волонтах ничего об этом не знал, И и того, ч то первое состязание 'автомобиле было устроено в 1S94 г. в Париже. Он толы в 192... -году впервые познакомился близко трактором и, изучив его, пришел к мы'сли, и коробку скоростей можно улучшить. Больше того, он пишет: «Мое придложеш отдаю на пользу социализма». Когда наш -из* бретатель-самоучка Казанце® изобрел сво тормоз, многие обыватели говорили: «Вест» пауз не изобрел, а Казанце® изобрел». Кз известно, тормоз Казанцева, начинавшего св« жизненный путь в качестве мальчика по оч» с т ае накипи с котлов, одержал блестящую п ( беду. И интересно: тормоз Вестингауза я» ет весь мир под этим именно названием, Казанцев категорически отка з ался от , на'эяй ния «тормоз Казанцева» и потребовал, что» 1 е го изобретение называлось «Советский т« моз». Характерная черта для нашей эпохи. 20 октября. Оолучаю ежедневно десятки ра зных братаний, 'еле успеваешь просматривать и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2