Сибирские огни, 1933, № 3-4

Будущее в лесах Ф. ВАЙСКОПФ ДРУГОЙ КЛОНДАЙК С ЕЙЧАС МЫ будем там, — говорит аме- риканский инженер, который едет из Москвы в одном купе с нами и почти всю дорогу рассказывает нам о новом боль- шом городе домен у подножия горы Магнит- ной, среди степей южного Урала. Он стоит сейчас рядом с нами в коридоре у окна вагона в смотрит так же, как и мы, в молочный ут- ренний туман, который позволяет только до- гадываться о просторе бурой волнистой рав- нины. Поезд идет совсем тихо. Путь еще стро- ится; налево от нас только насыпают железно- дорожную насыпь; шпалы, по которым мы едем, лежат прямо на степной земле. — Сейчас мы будем там! Жаль только, что так туманно и что вы едете в поезде. Три го- да тому назад вам пришлось бы сойти с по- езда в Троицке, так как железная дорога кон- чалась там,- Колесная дорога оттуда незабы- ваема! Она как будто взята из рассказа Дже- ка Лондона. С нее нельзя сбиться даже ночью, несмотря' на то, что это просто сплетение нес- кольких неглубоких колей в безлесной и од- нообразной степи, •—• по обеим сторонам ле- жат конские скелеты, один! рядом с другим: буквально один рядом с другим два ряда бе- лых скелетов от Троицка до Магнитогорска! Я думаю, что именно эта дорога пробудила во мне при первой поездке сюда воспомина- ние о рассказах моепо дяди, старого золото- искателя, который был участником сказочного развития Клондайка... Да, с тех пор, каждый Раз, когда я возвращаюсь назад из команди-. ровки или отпуска и вижу, как вырос за это время Магнитогорск, я не могу не вспомнить приискового города в Калифорнии. В т о р о й К л о н д а й к ! Тот же бешено быстрый рост; та же лихорадочная работа; то же смешение языков, рас и поколений. Разница только в том, что здесь дело идет не о золоте... Паровоз дает продолжительный и пронзи- тельный свисток и ускоряет ход. Ветер, как будто он только и ждал этого сигнала, взметает туман вверх. Перед нами стоят желтые и коричневые блокгаузы; серые сараи из волнистого железа, черед ними длинные ряды красных товарных Угонов, обнесенные проволокой товарные 'Отрывки из книги. Продолжение. Начало с м. № 1-2 «С.О.» склады с пестрыми кучами ящиков, тюков, ве- дер и мешков. Перед нами сверкают пестрые сигнальные фонари. Кишат люди, паровозы, дрезины и краны. Слышен многозвучный шум. Поезд останавливается. — Магнитогорск! Последняя остановка! Всем выходить! • Извозчик запрашивает с нас за проезд до строительного и заводского управления пят- надцать рублей. — Цены золотого прииска!—замечает Алекс: с видом человека, понимающего, в чем дело.—• Янки был прав. Мы находимся в Клондайке, и этот парень думает, что твои карманы на- биты самородками золота. Давай поедем на автобусе! Если мы встанем сейчас в очередь, то может быть нам удастся попасть в третий- Но мне все же больше хочется ехать в эки- паже. Во-первых, не нужно будет стоять в очереди, во-вторых, у нас целая куча вещей, и, наконец, — но я не говорю этого Алекс — я питаю сантиментальную слабость к этой все более редкой породе людей — извозчикам, хитрость которых не уступает их физической силе, в которых одинаково хорошо уживают- ся вместе — злобность и безобидность, склон- ность к философским размышлениям и дет- ская веселость и чьи цветистые проповеди не менее длинны и извилисты, чем их патриар- шие бороды. • Поторговавшись, я убеждаю его, чтобы он вез нас за 7 рублей. За это мы должны отве- тить ему по пути на сотню вопросов: почему мистер Форд производит автомобили только 4 дня в неделю и сколько стоит в Германии пуд сена; скоро ли у нас будет революция и сколько зарабатывает у нас в день извозчик. Потом он рассказывает о своей жене и че- тырех сыновьях и женах и детях своих сыно- вей и о том, что говорил его отец, когда нужно было перековать лошадь, и что делала его мать, когда заболевал кто-нибудь из детей, и уже в самом конце, когда перед нами вынырнул красный каменный куб здания управления и выкрашенная охрой центральная гостиница, — он начинает быстро рассказы- вать, что было вокруг магнитных гор 30 лёт тому назад. Он был тогда уже здесь и возил каждую зиму руду в Белорецк. — Белорецкие чугуно-литейные заводы пла- тили 80 коп. за пуд. Да. Руду не приходилось

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2