Сибирские огни, 1933, № 3-4

,ал; но оказалось, что в этом водянистом Владивостоке больше всего нехватало воды! — У нас, как заграничный рейс ,—рассказы- вал Миловзоров ,—так обязательно просят: озьмите в обратный путь побольше пресной. Однажды пришел японец с водяным балла- JOM . В Китае, в реке, что ли, налился. К нему все портовые власти кинулись: «Продайте!» Гот говорит: «иена за тонну». «Что вы, — от- нечают, — такую цену назначаете?» «Ну, не котите, не надо». Так, ведь, сукин сын, взял и вылил все в море! Во Владивостоке сооружался водопровод на реке Оеданке. Предприятие называлось «Се- (анстрой». На «Седанстрое» я нашел много- водную контору, но работы на реке почти не клись. Только в следующем 1932 году, опять- таки особым постановлением СТО, это важное ля города и порта сооружение было отнесе- но к ударным стройкам. Мы спустились к порту, шагая по трамвай- ным рельсам, чтобы не завязнуть в грязи. Так иы вышли на великолепную причальную ли- нию. Набережная была сложена из ровных ка- иенных глыб. Большие склады с крытыми ллатформами шли вдоль берега. Два новых советских грузовика «Каширстрой» и «Свирь- строй», тысяч по десять тонн, ра з гружали свои «еоб'ятные железные чрева. Дальше стояло несколько японских «мару», грузивших манч- журские бобы. Один из советских пароходов назывался «Томск». Вспомнились «Ставро- лоль», «Симбирск», «Астрахань»—целый флот назывался именами городов. Это было наслед- ство «Доброфлота». При царе дальневосточ- ный торговый флот сооружался на доброволь- ные пожертвования. Поэтому пароходы назы- ились в честь тех городов, которые давали деньги... — Вот и наш «ледокол», — капитан пока- зал на «Лейтенанта Шмидта». — Этот не до- врофлотский, из Ленинграда. Во время вой- ны он был забран, как приз, у немцев. Никто не знает его прежнего названия. Хороший грузовичок. I «Лейтенант Шмидт» грузил в передний 'Рюм толстые лиственничные балки. Металли- ческие трубчатые стрелы, выкрашенные охрой, шевелились, как пальцы. ' — Это распоры для льда, — кивнул капи- тан; в сторону балок. Группа матросов шла мимо, один сказал, «глянув на погрузку: — «Лейтенант Шмидт» нынче колымует. Видно было, что колымские рейсы вешли в быт, идут издавна, раз в порту сложилось та- кое слово. В 1911 г., 20 лет назад, на парохо- дике «(Колыма», первый раз ходившей с гру- зом в устье реки Колымы, ставились такие же деревянные крепления для защиты от льдов. — Что же, помогает? — Как сказать?—улыбнулся капитан. — Ин- женеры говорят по-разному. Если, говорят, удар придется как-раз под балку, еще хуже. Можно прорвать лист. — Зачем же ставить? — Все-таки. Ну, если случится зимовка, на- пример,. то из этих лесин можно дров напи- лить с куб. Дальновидную хитрость этой дальневосточ- ной дровяной тактики я вполне понял лишь через несколько месяцев, на опыте. Деревянные поперечные распорины из т яже- лых свежих лиственничных бревен ставились в два яруса: на 10-11-футовой осадке i(c рас- четом на обратный рейс, когда пароход будет почти не загружен), и около грузовой ватер- линии, т. е. на 9-10 футов выше. Концы попе- речных распорин упирались в толстые про- дольные брусья, пригнанные к кромкам шпан- гоутов. Брусья шли параллельно стрингерам, т.-е. металлическим креплениям, рассчитанным, видимо, на льды Финского залива, где плавал «Лейтенант Шмидт». Грузовик был не плох, могло быть хуже, но приспособление е гб для полярного рейса тре- бовало больших усилий. В две недели надо было сделать значительный ремонт судна, оборудовать помещения для пассажиров, для лазарета и т. п. На «Лейтенанте Шмидте» не было многих самых нужных предметов, нап- ример, брандспойта, необходимого в полярном море для перекачки пресной воды со льда. Склад так называемого «Отдела снабжения» клялся, что у него ничего нет. Брандспойт д о - стали по знакомству с ледокола «Давыдов». К тому же груз поступал совершенно беспоря- дочно. Капитан ворчал, вспоминая молодые годы. , — Когда грузили корабль, старший помощ- ник распоряжался: дайте муку, дайте мануфах- туру, дайте керосин. Склад не имел права дать груз без предписания судна. А теперь приве- зут с берега—что, куда, какого об ' ема? Как же здесь составишь план погрузки? В трюм грузили бочки с солониной, состав- лявшей основной продукт зимовочного запаса. Солонина в зимовочном запасе означала неиз- бежную цынгу. Во Владивостоке, двадцать лет снаряжавшем полярные экспедиции, не могли э того не знать, н о в с е - т а к и о б р е к а л и л ю д е й н а г и б е л ь . Не говоря о специальных витаминозных кон-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2