Сибирские огни, 1933, № 3-4
шыми океанскими стомухами 4 , где не удалось бы пройти ледоколу без риска сесть на мель. • — Мы давно говорим, что эту балалайку когда нибудь раздавит, — прибавил Миловзо- ров. «Балалайкой» он называл старую, давно знакомую ему «Колыму». ! Лицо капитана с мягкими русскими чертами освещалось ясными глазами и улыбкой, под холеными, без единой сединки, подкрашенны- ми усами. Одет он был в черный форменный костюм, с чистейшим крахмальным воротнич- ком и черным галстуком. На вид капитану никак нельзя было дать его шестидесяти лет. Когда насмешливая улыбка, относившаяся ко всей укоренившейся системе полярных рейсов на востоке, исчезала, углы рта опускались стариковскими складками, резче выступала энергичная ложбинка на бритом подбородке, голос по-морскому грубел, капитан требовал, и видно было, что с ним считались, привыкли слушаться, хотя и недолюбливали. Рядом сидел капитан Сергиевский, в свитере, в бре- зентовом плаще, в , сапогах. Энергичное бри- тое лицо его было спокойно. Он почти не вмешивался в разговор. В прошлом 1930 г. он 'в первый раз самостоятельно ходил в Ни- жне-Колымск на «Колыме» и действительно едва не потонул. На пути в Колыму, у остро- ва Айона, пароход получил пробоину от стол- кновения со льдом. Капитан Сергиевский вы- бросился на мель. Благодаря дружной удар- ной работе всего экипажа «Колымы», пробои- ну удалось заделать и, с помощью шхуны «Кориза», принадлежавшей нашему американ- скому контрагенту Олафу Свенсену, сняться с мели. Капитан Сергиевский выполнил рейс и вернулся обратно, выкачивая из трюма воду с помощью всех насосов и керосиновой боч- ки, к которой ударники приспособили само- дельный клапан. Бочку опускали в трюм на лебедке и ежеминутно вытаскивали полную воды на палубу. Так пароход шел в осенние штормы до самого Владивостока, с грузом и пассажирами, в том числе с женщинами и детьми, как всегда случается в колымских рейсах. Теперь капитан Сергиевский снова должен был пойти на «Колыме», ремонтиро- вавшейся в течение года. Капитан Миловзо- ров шел на «Лейтенанте Шмидте», небольшом грузовичке, еще менее приспособленном для льдов, чем «Ставрополь» и «Колыма», у кото- рых были несколько укреплены носовые части их корпусов. Оба капитана настаивали на приобретении 4 Льдины, сидящие на мели. Льды Чукот- ского моря становятся на мель обычно на глубине 6-7 метров. специальных судов для полярных рейсов, i были готовы итти на чем угодно. — Не в первый раз... Мюрат подписал договор, чтобы не задер живать рейса, заявив, что с договором не coi ласен. — Только бы поскорее шевелились там, порту. — Вы были в Карском море? — обратил( ко мне капитан Миловзоров. — Там совсд другой лед, вот увидите; там теплое течени а у нас холодное. Наш лед прочный, как кир пич. Я знал, что все исследователи, побывавши в Чукотском море, отмечали необыкновенн мощный характер его льдов; но в словах ка питана о льдах Карского и Чукотского море я легко угадывал скрытую мысль, давнишаюк обиду дальневосточников. В самом деле каким вниманием, какой гордостью Советам го союза окружается всегда каждый поход и Землю Франца Иосифа или в Карское море В худшем случае, о них всегда появляюто подробные сообщения в газетах; но кто зна ет о колымских рейсах? Кто знает об еже годных походах на слабых грузовиках в труд ных ледовых условиях, о зимовках, о безы мянных могилах на мысе Северном? Назван» этого знаменитого мыса иногда промелькне в печати, при чем даже такой высокаквалифи цированный орган, как «Фронт науки и технв ки», поместит его в устье Лены, хотя на са мом деле он находится на Чукотском побе режье, против острова Врангеля... Слово» обида с п р о го капитана не была лишена осно вания. Мы вышли из конторы. —- Павел Георгиевич, — попросил я, — зай демте, поговорим. — Нет, — качнул головой капитан, — я то роплюсь, мне воду надо набирать. — Да успеете вы воду... — Что вы! У нас на воду очередь. Вон, в« дите, «Литке» таскают по рейду. Он и качае Ледорез «Литке» 5 , прославившийся арктичес кими походами, был назван так в честь граф Ф. Литке, известного путешественника, но не менее известного противника Северноп морского пути,—название, вряд ли подходи щее для полярного судна. Теперь «Литке» ис полнял обидную для такого красавца служб) маленький буксир водил его по рейду в кач( стве водоналивной баржи. Дождь не переста 5 ) „Литке" работал раньше в Белом мор< затем в Черном. Ледорез назывался снача» „Канада", потом „Третий Интернационал", нако нец, ,Литке".
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2