Сибирские огни, 1933, № 3-4
ришла в Ном (Аляска). В том же году Мод» отправилась обратно, но смогла лрой- j всего 110 километров от мыса Дежнева и ринуждена была встать на зимовку у мыса Сердце-Камень» уже 8 августа. «Дела со ьдом обстояли хуже, чем когда-либо» — пи- ал о 1920 годе начальник экспедиции, изве- тный норвежский ученый Г. У. Свердруп. ]одобные случаи не раз повторялись и с на- йми судами, зимовавшими в Чукотском море. Зказалось, что состояние льда у берега, в благоприятные годы, когда в Чукотском юре преобладают северо-западные ветры, 1асто бывает лучше в начале навигации и яудшается к концу лета, в противополож- ить Карскому морю. Дальневосточные полярники хорошо знали кобенности Чукотского и Восточно-Сибир- жого морей. Капитан Миловзоров добился вдающихся успехов, применяя ранг?ий выход 1 полярное плавание. В 1927 г. капитан Ми- ювзоров, войдя в Ледовитое море в начале ноля, достиг Лены, совершив первый торго- Ы' Й рейс к ее устью, и благополучно вернул- и обратно. В 1928 г., очень ледовитом, Мило- зоров на «Ставрополе» успешно выполнил (олымский рейс, хотя все остальные суда за- зимовали, в том числе и американская шхуна Элизиф», зазимовавшая у мыса Северного, не гостигнув Колымы. В 1929 г. Миловзоров зази- «овал у мыса Северного, на обратном пути из (олымы, только потому, что задержался с раз- грузкой в реке... Ну, пойдем теперь в Совторгфлот, — казал Мюрат. — Нас приглашают. Беда. — Что случилось? — Беда-Беденко, заместитель заведующего владивостокским совторгфлотом. Заведующий сейчас раз'езжает. Хотят заставить подписать такой договор... Мюрат передал мне краткое содержание этого длинного документа. Главное в нем — эчень высокий фрахт, около 300 руб. за тон- ну (против 24 шиллингов за тонну в Карской энспедиции), и обязательство в случае зимов- и принять все зимовочные расходы на счет Фрахтователя. Последнее представлялось осо- бенно несправедливым: ведь зимовки случа- лись вследствие того, что Северный морской п Уть к устьям якутских рек не был обору- дован... Больше всего для колымских рейсов были "«обходимы специальные полярные суда. Мощные ледоколы не могут применяться в Чукотском море с таким же успехом, как в Цкжом. Плаванье в береговой полынье ста- • 10 основным методом колымских рейсов. По- этому требовались небольшие прочные суда, специальной конструкции. Тип этих судов был выработан специальной комиссией, воз- главлявшейся Н. И. Евгеновым. На приобре- тенне таких судов Совет труда и обороны отпустил средства в иностранной валюте. Од- нако, Совторгфлот не только не приобрел полярных судов, но и вообще не истратил ни копейки из отпущенной суммы в течение трех лет, пока валюта не была у него из'ята. — Кто в этом виноват? Беда-Беденко, плотный черноволосый чер- номорец, пожимает плечами. — «Отдаленность края и канцелярские про- волоки представляли все шансы скрывать свои злоупотребления», — негромко цитирует Мю- рат из какой-то книги о древних дальнево- сточных делах. — Старые порядочки еще не изжиты. На восточно-сибирском научно-исследова- тельском с'езде Мюрат говорил мне, чтэ для полярной кампании 1931 г. Совторгфлот дол- жен приобрести в Японии два ледокольных парохода (японцы построили их для зимних рейсов на Сахалин). Действительность прине- сла разочарование. Никаких новых ледоколь- ных пароходов во Владивостоке не было; Правда, Беда-Беденко продолжал уверять, что японские ледоколы будут приобретены в бли- жайшем месяце, но каждый раз, после этих уверений, я замечал на лицах дальневосточ- ных полярников откровенные улыбки. Улыб- ки были справедливы: постановление прави- тельства было выполнено только в 1933 г. по- стройкой парохода «Лена». ' — Нет, мы уж опять пойдем на своих «ба- лалайках», — сказал капитан Миловзоров. ' На груди капитана краснел Орден красного знамени, полученный им за поход к Лене. Ка- питан Миловзоров пять раз ходил в Колыму, побывал в бухте Тикси у Лены, высадил пер- вую советскую колонию на остров Врангеля, поставил советский флаг на острове Геральда. Все походы он совершил на двух старых су- дах — на «Колыме» и на «Ставрополе», ко- торые с 1911 г. были предназначены для по- лярно ч рейсов еще Доброфлотом. Н. И. Ев- генов говорил по поводу этих судов, что они отнюдь не были лучшими и наиболее прочны- ми, как того требовали условия полярных рейсов, а «скорее наоборот», намекая на не- сложный купеческий расчет: потонут — не жалко. Однако, капитаны упорно не хотели тонуть. Изучив свое ремесло с тонкостью цирковых фокусников, они научились проле- зать в такие щели между берегом и громад-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2