Сибирские огни, 1933, № 3-4

в устья Оби и Енисея до сих пор не загру- жен и на десятую часть из-за ограниченности экспорта. В то же время экспорт шел за границу «очти исключительно на иностранных судах. Мы бесполезно расходовали большие суммы валюты. Необходимость строительства флота для экспорта приобретала все большую остроту. Неправильное решение очередности означало реальную угрозу, означало в какой- то мере срыв социалистического строитель- ства. Иные заядлые северяне покрикивали на собраниях: — Мы бесполезно расходуем большие сум- мы валюты. «Карская» фрахтует тридцать ино- странных пароходов, которые к тому же в о*ба конца жгут кардиф; это в Сибири-то кар- диф! Прежнее благодушное отношение к симпа- тичному Дов-Кихоту и его оруженосцам ис- чезло. В ответ появились статьи, названия ко- торых говорили сами аа себя: «Заговор про- жектеров», «Великий северный путь и вреди- тельские взгляды», «Художественный проект и задачи дня» и др. В Сибири, ради которой по уверениям «Комиссии содействия» и дол- жен был строиться «Великий северный*путь», был издан сборник «Какой путь?» 2 , направлен- ный против прожектеров. Этого было достаточ- но, чтобы акции маленькой конторы на Иль- инке потеряли всякую ценность. В газетах перестали появляться статьи, агитирующие за немедленную растрату советских миллиардов. Самая «Комиссия содействия сооружению Ве- ликого северного пути» была ликвидирована, вопрос передан в Госпла^. «Заговор прожек- теров» провалился. Вот почему весной 1931 г. В, М. Воблый Не Фиехал в Иркутск на первый Восточно-Си- бирский научно-исследовательский с'езд для доклада о «Великом северном пути», включен- ного в программу за несколько месяцев перед этим, когда В. М. Воблый был еще в почете. Зато на с'езде появились делегаты Комсевер- пути, в том числе я,' с небольшим порученным мне содокладом на тему «Суеверный морской •уть» в связи с проектом «Великого се- верного пути». Я упоминаю об этом, ибо такова причина рождения настоящей книги. Мы настаивали на востоке. В разгар нашей работы появился новый делегат Якутии. Он был в гимнастерке, в галифе-хаки, в крагах. ! «Какой путь?» — О проекте Великого ое- верного пути в связи с выходом к морю и выходом на Урал. ЗапсибСГИЗ, 1931 г. Жгучее лицо его выдавало закавказское про. исхождение. Бритые щеки отливали синевой юга и морозным пламенем Лены, Амги, Алда- на. Перед нами, на обыкновенной черной клас- сной доске, висела карта советской Азии с черными веточками рек на ней и черными пря- мыми линиями существующих и несуществую- щих железных дорог. Красные круги мощных энергетических центров украшали черную сеть Это была «Рабочая схема будущей сети же лезных дорог в районах советской Азии, со- ставленная инженером Н. Н. Колосовским по материалам рабочей группы .Урало-кузнецкогэ комбината при Госплане СССР». На нее осле- пительно и мечтательно было смотреть! Так это хорошо: на пустом белом поле северных тундр — железная черта. Вот «Великий север- ный путь»: порт Мурманск, порт Аян через Котлас, устье Иртыша, устье Подкаменног, Тунгуски, Томмот, устье Май. Вот линия Ке- мерово — Пэдкаменная Тунгуска — Игарский Порт — Хатанга. Якутск — бухта Тикси, близ устья Лены. Благовещенск — Нижнеколымск! Много много дорог! Ни один район не забыт. ГЭто вызывало сердцебиение. Я покраснел и вышел покурить. С южной страстью и южным акцентом якут- *ский делегат говорил о бездорожье северо- Ьостока и его безмерном будущем. Снова за реяли образы геохимической поэмы. Но при- борная сладость транспортных проектов не отвечала на самый главный вопрос: что же де- 'лать сейчас? Отдать ли средства на многомил- лионные изыскания еще нереальных путей, спорить с упорством монахов, дискуссирующих тему: сколько ангелов влезет на конец игол- ки? — о девятнадцатом варианте «Великого северного пути», или наметить план завтраш- него боя? Я думал, что север не нуждается в изобиль- ных проектах. Проектов было слишком мно- го. Прекраснее самых разрисованных карт бы- 'ло бы доказать необходимость немедленно на чать постройку нескольких линий: к . Тоболье ку, к Енисейску, к Лене. В особенности Тай- шет-Лена. Этой небольшой линией великая ре- ка соединялась с железнодорожной сетью, ее продолжение в будущем вокруг северной око- нечности Байкала должно было спрямить си- бирскую магистраль, дать новый выход к Ти- хому океану. К станции Тайшет подходила я запроектированная южно-сибирская магист- раль через Караганду, Барнаул, Сталинск, 'Абаканск... ' i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2