Сибирские огни, 1933, № 3-4

.юго: «Великий северный путь». Впрочем, лрославленный прожектер не приехал... Секции с'езда работали в аудиториях Ир- кутского университета. За окнами были ти- хие улицы, пыльная площадь. Перед нами ви- сели исчерченные карты Азии. Ход моих мы- слей отбрасывал меня назад, в Москву. Там, в старом купеческом центре столицы, едва за- детом социалистической реконструкцией, на всех этих Ильинках, Никольских, Ветошных, в разгороженных фанерой, набитых письмен- ными столами комнатах — учреждения, кон- торы, представительства. Рядом с узким входом — дощечка под стеклом с надписью «Великий северный путь», — вое равно что «зубной врач». Меня встретил высокий худой человек с острыми чертами лица, необыкновенно напо- минавший Дон-Кихота. Вопреки моему пред- убеждению относительно его проектов, Дон- Кихот показался мне очень симпатичным. — Вы нас ругаете? — сказал он. Вопрос намекал на статью Н. Воеводина, помещенную в журнале «Сибирские огни» под заглавием «Художества художника Бори- сова». Мысль главного автора «Великого се- верного пути» сводилась к обходу Карского моря для сибирского экспорта. Поэтому, для доказательства справедливости своей идеи, ху- дожник Борисов пытался дискредитировать Северный морской путь в печати. При этом он обнаружил столько апломба и столько не- вежества, что действительно получилось не мало «художеств», которые раскрыла статья Воеводина. Проект железной дороги, получивший у нас романтическое название «Великий северный путь», возник, повидимому, у группы ино- странных капиталистов, рассчитывавших на хищническую эксплоатацию наших северных лесов. Еще в 1916 г. д-р фон-Сталь ездил по нашему северу в связи с этим проектом 1 . В 1919 г. появился декрет Совнаркома о про- екте концессии на постройку «Великого се- верного пути». Концессия не состоялась, не- которые деятели ее были арестованы; но ко- гда эта история была основательно забыта, сторонники проекта, вновь появившегося на поверхность в 1928 г., стали величать его «идеей Ильича» на том лишь основании, что декрет о концессии был подписан Лениным. — Как же вас не ругать? — ответил я. Мы стояли перед громадной картой Совет- ского союза. Жирной чертой была нанесена транссибирская магистраль, отграничивавшая См. „Petermans Miteilungen" 1923 г. и „The Ge- ographical journal* (London) 1924 г., Июнь. «пустыню бездорожья», лежавшую к северу и к северо-востоку от нее, жирным пунктиром был нанесен «Великий северныйиуть»—от Мур- манска до Тихого океана. Вся комната была увешена картами. За столами сидели чертеж- ники и старательно наносили на карты собла- знительные пунктирные линии. Изготовление таких карт составляло одну из главнейших задач «Комиссии содействия сооружению Ве- ликого северного пути» — так, подробно, на- зывалось фантастическое учреждение на Иль- инке.. . | : \ i r m z m ~— Это не моя часть, — примирительно ска- зал В. М. Воблый, отмахнув левой рукой че- тыре тысячи километров «Великого северного пути». — Это Борисова. Это уже его проект. У меня вот... — и он провел правой ладонью, сухо зашуршавшей по бумаге, от Оби до Ти- хого океана. Я вынул фотографию того места Оби, где проект предполагал постройку грандиозней- шего моста. Население комнаты собралось вокруг фотографии. — Здесь горы, — с удивлением сказал ин- женер, ^опиравшийся на костыль, прицеливаясь к пятиверстному простору великой реки. — Я думал, здесь ровная тундра. Оказалось, никто из них не бывал в тех краях, на безмолвном лице которых вычерчи- вались железнодорожные линии. Поэтому ди- летантская «Комиссия содействия» 1 показалась мне в тот раз безвредной. Она вела даже из- вестную положительную работу, собирая ма- териалы о севере, организуя доклады специа- листов и т. п. Однако, скоро произошли за- мечательные события. В. М. Воблый и дру- гие проявили себя энергичнейшими пропаган- дистами. В газетах и журналах чуть ли не каждый день стали появляться статьи, агити- рующие ва немедленное — «не теряя ни од- ного дня», — начало постройки «Великого се- верного пути». Агитация шла во имя Сибири— «океана суши». В то же время строительство проектировалось начать с запада, так что бо- лее 4000 километров новых железнодорожных путей должны была лечь в землю, прежде чем первый стальной рельс перешагнул Север- ный Урал. Проект выдавался за некий бу- мажный комплекс всевозможных путей сооб- щения на севере. Каждый понимал его по- своему; но в сущности, когда вопрос касался самого главного — первоочередности построй- ки, всплывал все тот же проект старой Же- лезнодорожной концессии «в обход Карского моря для сибирского экспорта», как писали сами авторы проектов. Насколько это было стервоочередйо, можно судить по тому, что Северный м-пской путь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2