Сибирские огни, 1933, № 3-4
(Тут старичок нарозбразовского вида шеп- нул на ухо соседу: «А у нас гвоздей нет, ни- где не' купишь»). Раскаленные магмы изливались на древние материки, элементы, кипевшие вместе, оседа- ли и охлаждались, повинуясь простейшим за- конам. Драгоценные металлы, редкие эле- менты и руды располагались по отведенным им местам. Докладчик говорил: — ,Мы можем уже, хоть еще робко, указы- вать практикам: там ищите олово, там медь, гам золото и слюду; а там не ищите, там ни- когда не найдете; там — много, а там вовсе нет полезных ископаемых. Человеческая мысль, освещенная светлым желанием, увидевшая неизбежный и неизмен- ный порядок в огнедышащем хаосе, вдруг сделала новый ослепительный прыжок: — Но что такое «полезные ископаемые»? Давно ли алюминиевые руды были никому ненужной глиной, в лучшем случае шедшей на краску, а теперь являются предметом самых настойчивых поисков. Многие из них и сей- час лежат, дожидаясь своей очереди. Их участь решает стоимость энергии и стоимость транспорта. — Снизьте стоимость энергии и стоимость транспорта, и целые горы бросового сырья станут богатством... Огромная страна к востоку от Енисея на- полнена изверженными породами — траппа- ми, черными базальтами. Раз они были когда- то в расплавленном состоянии, значит их снова можно расплавить. Траппы легко пла- вятся в электрической печи. Из них можно отливать строительные детали, изоляторы для электроустановок, кислотоупорные сосу- ды и т. п. В будущем, может быть недале- ком, мы будем отливать из этих никому не- - нужных базальтовых глыб целые здания в два дня, вместо теперешних двух лет. Поток мысли был сух и ярок, как электри- ческие разряды. Я слушал доклад о свой- ствах кислых магм и видел огромный черпак полный расплавленной сияющей массой, под- нятый над строительством черной рукой крана. Жидкий камень лился в готовую фор- му зданий, плотин, набережных, как тесто в вафельницу. Паршивый Иркутск исчез. Дома повернулись к улицам, к шуму движения сво- им тылом. Уступчатые (для солнца) фасады выходили в хвойные полоски тайги, бессмыс- ленно уничтожавшейся прежними городами. На улицах никаких тротуаров, — никакой смеси вагонов, грузовиков и лошадей с людь- ми. Пешеходы могли ходить с другой сторо- ны зданий, против их фасадов, по лесным ад. леям... Голос с трибуны продолжал с академиче- ским уравновешенным спокойствием, как буд- то окружавшие его мечтания к нему не от- носились. Голос констатировал истину. — Проектируя Ангарастрой и Енисейстрой, т. е. ряд величайших электростанций, могущих дать ток по наименьшей в мире цене, мы должны не столько искать, сколько и з о б р е - т а т ь полезные ископаемые. — Изобретать полезные ископаемые? — ус- мехнулся джентльмен с бритой головой, отли- чавшейся обилием френологических шишек. — Я не хочу уподобляться алхимикам, изобре- тавшим философский камень. «Философский камень» академика Ферсмана, «камень», с помощью которого глина превра- щается в золото, был требованием: геолог должен быть не только геологом, но и участ- ником социалистического строительства. И, вопреки бритым шишкам пред нами вставало будущее... — Больше того, мы должны «изобретать» целые страны! Разве пустыни, которые мы превращаем & новые промышленные центры, не возникают вновь? Разве мы не видели фабричных го- родов, морских портов, верфей и заводов вставших на той земле, где два-три года назад медведи паслись на моховых полянах и на медвежьих тропах стояли первобытные самострелы? За ученым спокойствием с'езда я слышал голоса восточных пространств. Вопила несчетная энергия. Вопили неисчи- слимые руды. Седые горы подняли руки, го- лосовали академическую резолюцию: — За! — За! « - За! 2. Как начинаются путешествия. Лбами сталкивались «ведомства», республи- ки, края. В транспортной секции с'езда борьба шла злее. Большая часть докладов охватывала вопросы, выходившие за пределы краевого с ' езда. В секции были делегаты из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Якутска, Верхнеудинска. В сущности, здесь обсужда- лись основные вопросы освоения севера: Се- верный морской путь, спрямление сибирской магистрали вокруг северной оконечности Бай- кала, проект Восточно-сибирского крайплана так называемой «Ленской железной дороги». В программе с'езда стоял доклад В. М. Воб-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2