Сибирские огни, 1933, № 11-12
ва. Торфом наш край в полтора раза бога- че, чем вся европейская часть СССР. Разносторонние качества зап-сиб. торфов мозволяют применить часть их, как строи- тельный материал (изоляционные плиты, за- сыпка), химсырье, в сельском хозяйстве и •р. При этом 95 проц. всей площади тор- фяников края расположено на его лесном или, точнее, болотно-лесном севере, только теперь сколько-нибудь заселенном и инду- стриально совсем не развитом. Здесь в не- далеком будущем должна появиться крупная промышленность, где главную роль сыграют •лектростанция на торфе и лесо-торфо-бум- химкомбинаты с комбинированным исполь- зованием торфа, древесины, хвои и др. ра- стительных материалов. Образцы, данные оо- ластями Ленинградской и Московской, в этом отношении могут быть превзойдены. Серьезное вспомогательное значение полу- чат соседние торфяники в топлионом балан- се Новосибирска и еще больше в топливном балансе Барнаула и особенно Бийска. О гидроресурсах Западной Сибири говори- ло четыре докладчика, в том числе такие выдающиеся специалисты, • как инженеры К. И. Лубны-Герцык и Г. В. Рудницкий. Сум- марная мощность главнейших скоплений бе- лого угля в Западной Сибири оценивается в 21 с четвертью млн, лошадиных ели, что эквивалентно годовому приходу в 85 млн. тонн условного топлива. До сих пор, одна- ко, этот фонд течет в море без использова- ния его энергетических возможностей, пре- вышающих в три раза энергетические воз- можности Ниагары! Вс е го лучше разведана Бия (около 860 тыс. лош. сил), она же удобна для экспло- атации, так как установки на Бии легко войдут в кооперирование с тепловыми стан- циями Кузбасса и его периферии (Новоси- бирск, Барнаул). Тем не менее, одновремен- но с проектами строительства на Бии следу- ет разработать проекты использования вод- ных ресурсов артерии Кузбасса —• Томи и самой Оби у Камня. Томь с притоками в состоянии дать — в 3700 тыс. лош., сил. Вся электроэнергия найдет потребителей на ме- (сте. Под' ем ж>е уровня воды плотинами и надлежащая система шлюзов сделает Томь важной дорогой, входящей одним из суще- ственных з в ень ев в непрерывный водный тракт Кузбасс—Урал. Точно так же создание гидростанции у Камня (мощность 300 тыс. клв) сопровождается проведением водного пути о т Оби к Иртышу и строительством ка- налов орошения для всей Кулундинской сте- ли. Если для Ойротки и Хакасско-минусин- ского района главной энергобазой в буду- щем станет гидросила, то на. степном юго- аападе, лишенном мастных солидных запасов угля, торфа и водной энергии, необходимо обратиться к ветроустановкам (см. доклад инженеров П. К. Горчакова и Ю. В. Кон- дратюка ). Последние могут быть увязаны с •железо-бетонными элеваторами. Поднимая один из силосов типового элеватора допол- нительно на несколько десятков метров, по- • лучаем хорошую мачту для ветродвигателя. При среднеарифметической скорости ветра в 5,8 метров в секунду (данные Славгород- ской метеорологической станции) достигает- ся установочная мощность в 6 тыс., а средне- годичная в 2,1 тыс. клв. Стоимость энергии была бы вдвое дешевле, чем от станции на. привозном топливе. Таким образом, мы можем на основе по- лученных с в одок представить районирова- ние края по родам преимущественно ис- пользуемых местных энергоресурсов следу- ющим образом: юго- запад — ветер, Тарский и Нарымский север — торф и отходы лес- ного хозяйства, Ачинский восток — бурые угли, Хакасско-минусинсюий восток уголь, гидроэнергия, Енисея и притоков, Ойротия— гидроэнергия, Кузбасс — уголь, гидроэнер- гия Томи, периферия Кузбасса (Новосибирск». Томск, Барнаул, Бийск)—местные угли, торф и отчасти шдросила (станция у Камня). В нескольких докладах рассматривались проблемй о наилучшем использовании углей,, преимущественно кузнецких, на базе коксо- вания и полукоксования. Об искусственном жидком топливе говори- ли проф. Н. М. Караваев, инженер И. Я- Фельбербаум и доцент С. Голашевский. С' езд признал доказанной экономическую эффек- тивность добычи нефтепродуктов из битуми- нозных углей типа ленинских и хака с с ких сапропелитов, барзаоских, абашевских, еру- наковских ( все в Кузбассе) и, особенно, ачинских. Ближайшей задачей является выявление ро этим районам не менее 200 млн. тонн битуминозных и 50-80 млн. тонн сапропели- товых углей. Очень любопытно сообщение томских научных работников о возможно- с т ях замены нефтепродуктов для ряда газо- вых двигателей газом от дров и, вероятно, от торфа и соломы. Проблемам энергофикации края и его электросвязям с Уральской областью и дру- гими частями УКК было специально посвя- щено с выше 10 докладов. А. А. Таньпетер дал примерную наметку 6 главных тепло- электроузлов Западной Сибири (Новоси- бирск, Сталинрк, Кемерово, Абаканск, Бар- наул, Омск). Академик А. А. Чернышев и инж. .В. В . Шульце осветили вопрос о высо- ковольтных передачах, а инж. Б, Ф. Соко- ловский дал с х ему электрификации желез- но-дорожного транспорта УКК. В краткой рецензии трудно исчерпать да- же тематику с ' езда. В трудах последнего экономист, инженер, всякий читатель, жела- ющий получить понятие об энергетике края, найдут много интересного для себя. Цена сборника, к сожалению, высока (12 руб. ). Проф. А. А. Сухоз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2