Сибирские огни, 1933, № 11-12

2• 18 wo по воле автора. Например, убийца и жертва Кинэта — член «социального конт- роля» и т. д. В этом «самотеке» не так уж много случайного, как это кажется Жюлю Ромэну. В четырех томах романа событий очень пало. Большинство персонажей дано толь- ко в экспозиции, говорят, но еще не дей- ствуют, присматриваются друг к другу. Более развернута история Кинэта, за- нимающая большую часть романа. Тру- дно найти что-либо более бессмыслен- нее и никчемнее, чем эта история дегенера- ! а, совершающего ряд бессмысленных дей- ствий по отношению к случайно забежав- шему к нему убийце и затем, в с вою оче- редь, убивающего этого убийцу. Кинэт все : вое время посвящает заботам об этом убийце, с тем чтобы тот не попал полиции, . ;абрасывает все свои дела, идет на ряд авантюр, для того, чтобы потом убить его. Нам понятно, что парижский дегенерат, начинающий страдать половым бессилием, жаждет разных приключений, чтобы разо- греть свою стынущую кровь. Но можно ли такую историю делать централы, ой частью романа?.. Жюль Ромэн хочет в романе по- казать всю современную эпоху, но разве а похождениях дегенератов — мятежная и трагическая сущность нашей бурной эпохи? Что еще показывает нам в своем романе Жюль Ромэн? Вот депутат Гиро — «честный и непод- купный» друг Жореса. Он лов ко попадает в об'ятия нефтяного синдиката, с злоупот- реблениями которого хочет бороться. И ав- тор в конце-концов поворачивает дело так, что владельцы синдиката — хорошие лю- ди, и не так уж много зарабатывают, и Гиро — хороший парень, увидел это и по- дружился с ними. Какая идиллия! Стоит ли подрывать такой строй? Ведь в се это Сен-Папули, Шансенн — милые люди, ус- траивающие обеды, адюльтеры, вот они и •сть столпы цивилчзацйи. Чрезвычайно интересна и показательна молодежь у Ромэна. Автор посвящает ей так много страниц, тепло написанных, что, •овидимому, он собирается из них сделать «людей доброй воли», которые спасут куль- туру от варваров-марксистов. Надо сказать, что эти молодые люди по- дают большие надежды. И Жэрфаньон, и Вазен, и Кланрикар — все о.ни далеки от марксизма. Они что- то лепечут о нем и о революции, но вообще относятся к нему отрицательно. Замечательна, напр., карти- на, где Кланрикар приходит в восторг и . .юбуется необычайной силой драгун, кото- рые скачут на подавление забастовки ра- бочих. Чем занимаются эти молодые люди? Они разглагольствуют о философии, поэ- зии, любви, немножко о политике, но глав- ное для них — это эротические пережива- ния. Эротика — это лейтмотив в жизни мо- лодежи. Только мельком говорится об их ученье, как о чем-то скучном и для них, и для автора, но зато эротические пережи- вания автор смакует вместе с ними. Сколь- ко страниц посвящено эротическим пережи- ваниям Жерфаньона, Вазена и т. д. Гнусное развращение Вазена автор рису- ет в таких теплых лирических тонах, что читателю трудно возмущаться. В таком же безобидном лирическом тоне автор расска- зывает о любовных переживаниях и спеку ляции Жермены Бадер, не забывая во всех подробностях и неоднократно описывать все красоты ее тела. Немало места посвя- щено и адюльтеру Мари де-Шансенно. По- видимому, в этих любовных переживаниях автор видит соль нашего времени, то ос- новное, чему «единодушно свидетельству- ют» все эти молодые и старые люди, то, что их об' единяет под прекрасным небом Парижа. Вот как Ромэн характеризует идеологию пдного из героев, где сильно чувствуется сам автор: «С теориями Маркса он был знаком, но не чувствуя к ним жизненной симпатии, скорее признавая за ними диалектическую оригинальность, чем доказательную силу»... Понятно, что рабочим нет места в этой эпопее. Бледная тень Миро, не связанная с коллективом, ни в какой мере этого про- бела не восполняет. В начале романа автор показывает воен- ное предгрозье. Но этим и ограничивается. Раз говоры и переговоры героев, глубоко личные, — этим исчерпывается та, несом- ненно, волнующая тема кануна войны, ко- торая могла бы стать центральной в рома- не. Но романист, желающий скрыть прав- ду о капиталистическом мире' и его гибели, не заинтересован в том, чтобы показать, какие силы толкают этот мир к гибели, под- готовляют военную катастрофу, чтобы по- казать, с другой стороны, рабочих, веду- щих неустанную работу «могильщиков ка- питализма». Автора от этой темы уводит эротика, гурманские никчемные раз говоры о рели- гиозных переживаниях, о поэзии, о полити- ке и, главное, о любви и бесчисленные авантюры в д у хе Кинэта. Только этими интимными переживаниями его героев и наполнена шумная жизнь Па- рижа. Ни один герой, ни одно событие, связанное с рабочим движением, с классо- вой борьбой, с революцией, не увлекает пи- сателя. Несколько слов, -сказанных в с коль з ь— все, чем болеет автор. Естественно напрашивается вывод, кому же нужно разрушать эту прекрасную утон- ченную жизнь общества, покоящуюся на высоких идеалах? Сам Жюль Ромэн далек от этих желаний. Люди доброй воли, добродетельные и талантливые, 'избавят нежную французскую нацию от марксизма — вот в чем он нас хочет убедить. Эти люди милы е го востор- женному сердцу. И если он и позволяет се- бе посмеяться над «великим критиком» Жоржем Амори, то это только профессио- нальные счеты писателя и критика. Едкие слова по адресу немецких социал-демокра- тов, вложенные в уста Мишеля, также по- нятны — в едь фашисты изгоняют социал- демократов. ..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2