Сибирские огни, 1933, № 11-12
Нам непонятны заверения редактора М. Ба т алов а: «Уменье по-своему рассказать о трудящей- ся массе Казакстана, х о р о ш е е у м е н ь е в л а д е т ь с ю ж е т о м , п р о с т о и и в ы - р а з и т е л ь н ы й я з ы к д е л а ю т к н и ж - к у К р и н и ч н о г о н у ж н о й х у д о ж е - с т в е н н о ц е н н о й » . . . (стр. 9). Этот трафарет всякой «доброжелатель- •скОй» библиографической заметки в дан- ном случае не подходит: Баталов ошибся, рекомендуя книгу М. Криничного «широ- ким читательским массам». Книга М. Криничного — это тот мусор, который засоряет молодую казакскую лите- ратуру. Выпуск книги М. Криничного Казак- •станским краевым издательством нужно счи- тать ошибкой. Мы ни в какой степени не можем реко- мендовать ее читателям. Кондр, Урманов. НОВАЯ ХАКАСИЯ / / Н. Д о б ы ч и н. «Хакасские рассказы». СотщэтсжгГСРтетгбе наступление развертыва- -етея вое шире и мощнее по необозримым просторам Советского союза. Десятки на- родностей, еще совсем недавно влачившие .жалкое существование, беспощадно эксплэ- атируемые и угнетенные царским режимом, сбросили вековые оковы рабства и включа- ют ся в строительство социализма. Многообразны и сложны новые формы .культуры у различных народов СССР, но в с е они сливаются в едином потоке социа- листического содержания. Многие народы даже по имени не были известны большинству населения прежней России. Кто раньше знал ойротов, хака сов? Теперь они заявляют о своем существова- нии полным голосом, победами на фронтах индустриализации и социалистического зем- леделия. Небольшая книжка Н. Д о б ы ч и н а « Х а к а с с к и е , р а с с к а з ы » посвящена .новой колхозной Хакасии. Фронт ин- дустриализации в книге не затронут. Этот небольшой цикл очерков о кол- хозе в Джалангатской долине не да- ром на з ван автором рассказами. Сюже гная .линия в них отчетлива, конструкция корот- рой новеллы изобилует свежими и волную- щими мотивами, действие, развитие стреми тельно, драматизм положений подан остро и необычно. Первая новелла «С п и р ь к и н л е с » посвящена прошлому, тяжелым, навсе гда ушедшим кошмарным дням бедного пастуха Спирьки, доведенного до самоубийства, но случайно оставшегося в живых. Она по- строена очень удачно, ра з вязка дает ключ к пониманию всей новеллы. Эта новелла является как бы интродукци- ей ко всему циклу, а последняя лирическая новелла «О тем, как в ночи ясные» —- свое- образной лирической концовкой этого цикла. Новые времена — новые песни. Нет боль- ше бедного пйстуха — Спирьки, а есть ин- с труктор и бригадир Спиридон Елогин — г ордо с ть колхоза. Хакасы пасли скот, не знали земледелйя. Товарищеская поддержка русских колхозни- ков выводит их из тяжелого положения. Вместо национальной розни и вражды — взаимная помощь и общая работа. Меняются люди. В этом отношении любо- пытен образ единоличника Ивана, который сначала издевается над работой хакасов, но потом, убедившись на деле в преимущест- вах колхозного труда, вступает в колхоз. Автор рисует своих персонажей живо и убедительно. Вот несколько медлительный, еще не совсем освоившийся с темпами новой жизни и труда — председатель колхоза Та- баков. Но ему на смену уже идет стреми- тельный и кипучий комсомолец — Тимка Агашев. Большинство страниц книг заполне- но е го неутомимой, всегда движущейся фи- гурой. Он — зачинщик и участник всех кол- хозных дел — и в хозяйстве, и в строитель- стве, и .в школе, и в разоблачении классо- во го вра г а, и на празднике. Фигура эта чрезвычайно удалась автору, — это подлин- ный тип живого человека, перекраивающе- го старую, отсталую деревню, — создателя новых форм труда и быта. Е го энергия неисчерпаема. Чтоб стимули- ровать строительство в колхозе и расшеве- лить колеблющихся, он устраивает инсцени- ровку пожара (рассказ «Медвежья гора»), он изобретает способ разоблачить врага и осуществляет его. А классовый враг не дремлет. Он орудует в молочной ферме, он, в лице счетовода Подлескина («Четыре действия»), старается развалить колхоз изнутри. Несомненно, наи- более волнующим в книге является рассказ «Четыре действия». Поистине поразительны типы детей, еще недавно не имевших пред- ставления о грамоте и школе, а сейчас веду- щих большую работу по организации плани- рования и учета в колхозе. Преодолевая большие трудности, под руководством учи тельниц — вчерашних учениц — они изуча- ют вопросы организации труда, распределе- ния доходов — эти наиболее сложные, уз- ловые вопросы колхозной жизни. И эти трудности они преодолевают, борясь с клас- совым врагом Подлескиным, всячески стара- ющимся оорвать их работу. Волнующи и трогательны образы детей Сандры, Кузьки, Наташи и учительниц Анны Сураевой и Фроловой. Их энтузиазм заражает окружа- ющих. Крепко привились в них семена со- циализма, а в с х оды будут пышные и обиль- ные. В. Т. ОТ В ЕТ ГЮГО. Павел Антокольский. « К о м м у н а 1871 г.», ГИХЛ, 1933 г. 40 стр., 3000 экз. Цена 1 р. 25 к. Рослый национальный гвардеец, — Чем он старше любого из вас, Современники бури московской? — спрашивает вступление. Это сравнение про- шлой истории с Октябрьской революцией знакомо читателям Антокольского. «Сан- кюлот» также восклицал: «Разве в вашей жизни нет меня?» Но новая книга сдвигает наше представление о поэте, сдвигает круто влево. Традиционный образ (весьма поверхност-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2