Сибирские огни, 1933, № 11-12
бря ) , — неизменный срок замерзания озер и рек, — а даже лужи не з амерз ают и сне- гу нет. Тепло. Даже брюх а тые сиги, вы- с тавленные на ночь на мороз, не замерзают и лишают нас удоволь с т вия поесть моро- женой рыбы на з а ку с ку к утреннему чаю» <стр. 71). Т ут какое - то противоречие: тепло и мороз. Но факт тот, что автор не вку- сил на Колыме после 21 ноября мороженой рыбы ( автор ошибочно относит Михайлов д е нь к октябрю). «Моментально» тре скаю- щаяся кожа, пресловутый плевок, «вылетаю- щий ледяным шариком» — это же сказки. Чепуха! «Я не хочу, — г оворит автор, — запуги- в а т ь читателей разными ужасами». И... за- пу гивает. Но читатель должен отне с гись критически к ужасам, в с тречающимся в книжке. «Такие болезни, распространенные сре д» яку тов, как трахома, чесотка, ча хотка, си- филис, волчанка, не пу г ают население, — з аболе вание ими считается явлением обыч- ного порядка. О лечении говорить не при- ходит с я» (стр. 70). Но в едь известно, что с е т ь медицинских ' учреждений еже г одно ра- стет. В 1932 г., по сведениям Як у т с к о го комитета Севера, «Якутский с е в ер имел 9 больниц на 90 коек, 5 фельдшерских пунк- тов , 6 амбулаторных пунктов, санитарных врачей — 3, пунктов первой помощи — 2. Помимо этой постоянной сети, на севере рабо т а ет не сколько вра ч е бных отрядов но социальным заболеваниям ( трахома и т. д. ). В 1931 г. построена туземная куль т ба за с больницей на 15 кое к» (Эти сведения при- водят ся из введения б. зам. пред. Як у т с к о го комитета Се в ера т. Фирсов а, напечатанно го к этой книжке ). Удр у ч ающее впечатление мо г ут произвести на читателя мрачные кар- тины из де т с кой жизни. «Дети от одного до де сяти лет сидят и ползают вместе с те- лятами, собаками, ободранные, с голыми в здутыми животами и красными от нело- щено го пола задами. Недавно з де сь было собрание, и все участники его, как бы же- лая перещеголять друг друг а, беспрерывно курили едкий черный табак, обильно пле- в али на пол, извлекая из с воих больных ле г ких гноис тую кро в а в ую мокроту. Тут же рядом гадили собаки и телята. .. В се это, смешиваясь, образует кашу, в которой пол- азают голенькие ребятишки. Они обмаки- в ают кожаную соску или кусочек лепешки в эту кашу, пальцем проводят на ней фигуры, а потом едят. Берут кал телят в руки, ка- т ают в кружок, обмачивают слюной или в лужице под телятами или собаками, затем шлепают друг друга . .. в глаза. Собаки обли- в ы в ают на полу гнойные мокроты, затем облизывают малышам зад, потом нос, глэ- sa . . . Так жив ут дети» (стр. 81-82). Это же обобщение и при том обобщение кошмар- ное. Таких жутких картин, относящих ся ( по ав тору) к 1926 г., намалевано в книжке немало. «От немытых в продолжении нес- коль ких лет под ряд женских рубашек не- с е т не с лых анно тяжелой в он ью», и т. д., • т. д., и т . д. По всей книжке ярко проходит неприем- лемая для марксиста мысль о фа т альной з ависимос ти человека от природы. Вот, на- пример: «Перед надвиг ающейся полярной зимой жизнь сдает ся и, перестав бороться, начинает прятаться. .. 'Человек забирается в свои берло г ообра зные домики, с ледяш- ками вместо окон, з але з ает в меховой ме- шок и засыпает. Он спит в желании «про- спать время», чтобы в с тать только тогда, ко г да вернется весна» (стр. 62). Какой «природой» продиктована эта зим- няя спячка? В корне неправильная концеп- ция г е о г рафич е с ко го фатализма. Что. может быть нелепей в применении к факт ам современной хозяйс т в енной жизни утверждения автора, что «все трудности зде с ь, на севере, решают зубы», ко т орым» северяне « выд ер г ив ают вбитые г возди, сги- бают всякие изделия домашне го обихода, о т ку сыв ают примерзший к почагу ( собачьей упряжке) собачий кал» и т. п. (стр. 82-83). Выходит, что орудиями производства на крайнем с е в ере служат не одни только ко- сти зверей и камень, о чем сообщает ав- тор, а еще и з убы, «решающие в се труд- ности». В е дь товарно -произ водс твенное снабжение Чукотки и дру г их отдаленных районов есть, и, несомненно, туда з абра сыв ают ся нужные орудия производства, вместе с неподходя- щими товарами, которые перечисляются в книжке на стр. 37 (пудра, туфли и т. п.). Если бы книжка эта вышла в с в ет до Октябрь с кой революции, то можно было бы принять ее на веру, ибо понятия о край- нем севере было смутное, что давало пищу для фантазии. Теперь, по приобщении к социалистической куль туре народностей се- вера, многое отошло в область преданий. В период социалистической стройки, со- циалистической реконструкции хозяйс т ва, в эпоху освоения с евера к литературе, осо- бенно пре т ендующей на научную популяр- ность, пред ' являют ся иные требования. И главное — знание, добросов е с тнос т ь, истина. П. С. НЕ КАЗАКСКИЕ И НЕ УКРАИНСКИЕ. М. К Р и н и ч н ы й,. «Ка з ах с кие рас ска- / зы». Предисловие М. Ба т алов а. Ка з аке ган- ское кра е в ое из да т ель с т во. Алма -Ата, — Мо с к в а, 1933 г . Тираж 4000 экз . , стр. 172, цена 3 р. 25 к. Ч^ Й М Б Г : не можем не радо в а т ь ся каждому х удоже с т в енному произведению, отображен- ющему Казахстан» . .. «М. Криничный, один из немногих, в з явших на себя з адачу х удоже- с т в енно го изображения, с е г одняшне го совет- с к о го Казакстана» . .. «Эту книгу, интерес- ную и г орячую фактами с е г одняшней борь- бы, рекомендуем широким читательским мас- сам». .. Эти выс к а зыв ания из ра зных мест преди- словия принадлежат перу редактора книги, а следов а т ельно, и первому критику рас ска- з ов М. Криничного — М. Ба т алов у. Развитие областной и краевой литературы имеет огромное значение. Это отмечено на одном из последних заседаний оргкомитета союза с о в е т с ких писателей М. Горьким. Важ- но с ть этой у с т анов ки неоспорима. Наше со- циалистическое с троитель с т во ра з в ертыв а- ется и в г оро де и в д ере в не, и в центре и на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2