Сибирские огни, 1933, № 11-12

Книги Беседа путешественников — А. Сухов, со На верном пути — .юкагира — П. С. со Не казахские и не украинские — К. Урм Хакасия — В. Т. со Ответ Гюго — К. Ф. оо Добродетели обр оо Труды I Краевого энергетического с езда — А. С I . БЕСЕДА ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ. Внвиан Итин. «Белый Кит». Новосибирск, ЗапсибОГИЗ. 1933 г. С .предисловием Б. Чухновского. Л ё р е д нами оригинальная, очень своеоб- разная книга. Автор умышленно не назвал ее повестью, очерком или другим именем, которое сразу и категорически зачислило бы (его вещь в одну из известных выкристалли- зовавшихся категорий литературных произ- ведений. К тому же, такое зачисление было бы и невозможно, так как В. Итин резко рвет с традицией «подачи» замысла и обра- ботки в готовом отточенном виде, а застав- ляет читателя принять участие в рождении сперва темы, а затем в ее развитии. Представителя с воих читательских кру- гов, с которыми он в се время мысленно со- вещается, автор дает в образе Тимофея, сво- е г о хороше го знакомого, разделившего с ним не мало удач и невз год во время аркти- ческих экспедиций. Выбором именно т ако го «соавтора» опре- деляется и та читательская масса, на кото- рую В. Итин рассчитывает. Это в первую очередь энтузиасты Арктики и совет ских ме- тодов овладения богатствами северных стран « морей. Они охотно от зовут ся на пригла- шение автора вместе пережить и перечув- ствовать ряд з ах в а тыв ающих эпизодов из недавне го прошлого Лолярии, в котором моряки и научные работники СССР сыгра- ли т а к ую видную роль. Что особенно ценно при этом в книге В. Итина, так это проба типизации опыта раз- ных экспедиций и их участников. В худо- жественной форме дается порой некоторый научно-исследовательский вывод. В с удьбе экипажа вымышленной шхуны «Белый кит» отражена и обобщена история и брусиловс- кой «Св. Анны», и руеановского «Геркулеса», и нобилевского дирижабля «Италия» и, воз- можно, воздушного шара Андре. Не даром Тимофей з аме ч а е те книге, что «надо так сна- ряжать экспедиции, чтобы потом их не спа- сать». От арктической авантюры, от поляр- ной приключенческой романтики, свойст- венных дореволюционной эпохе, мы в СССР перешли к трезвому расчету, к строгому пла- нированию, что не мешает энтузиазму, но очень помогает успехам дела. В этом отно- шении характерно противопоставление авто- ром вцей сда'оатгльной . работы < ледокола «Сталин» не только спиритической экспеди- ции сумасбродной американки мисс Хобс, но и мало обоснованной героике норвежца Нордаля. В Нордале мы имеем литературный синтез трех знаменитых скандинавских исследовате- лей севера — Норденшильда, друга "СССР— Нансена и завоевателя обоих полюсов — Амундсена. И вот этот «великан науки», как Амундсен, бросается необдуманно спасать гораздо менее ценнного Ларсена и гибнет сам в волнах океана со своим аэропланом. Положительно хорош образ Ингрид — жены Нордаля, прекрасной и в старости верной подруги свое го великого мужа. Тут имеется почти портретное с ходс т во с женой Нансе- на. Большой правдоподобностью в е ет о т описания смерти Нордаля, когда тот, не же- лая длить агонии, сам ныряет в глубины Ба- ренцева моря. Так мог поступить древний норвежский викинг, когда погибал его ко- рабль. разбиваясь о льдины или скалы. На советском ледоколе «Сталин» мы за- стаем воех хороших знакомых под легко расшифровывающимися псевдонимами. Наш неустанный мореход капитан В. И. Воронин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2