Сибирские огни, 1933, № 11-12
дожил бы конец всякой государственной самостоятельности Турции, обладай султан а! е го министры действительной властью. Султан-калиф капитулировал перед врагами страны в тот самый момент, ко г да дела- лось победоносным национальное движение против этих врагов. Это было сигналом для колеблющихся, которые ясно увидели не только полную 'никчемность, но и вред султаната-калифата. Между тем, еще в апреле 1920 г. в не- большом тогда захолустном городке на востоке Малой Азии — в Анкаре — сорга- низовалось «Великое национальное собра- ние» (Бююк миллет медчлис), не обращав- шее особого внимания на константинополь- ские «теки прошлого». В январе 1921 г. этот меджидие (правильнее медчлис) издал основной закон, по которому весь сувере- нитет принадлежал народу, а вся власть — единому представителю народа — Нацио- нальному собранию. Старое имя Оттоман- ской империи было уничтожено, и страна стала называться Турцией. Слова «турок» и «Турция» из позорящих прозвищ сдела- лись лозунгами освободительного движения. Анатолиец пришел к национальному само- сознанию.. Забегая вперед, скажем, что 1 октября 1922 г. меджидие об'явил ликви- д е н ю «должности султана», а 29 октября 1923 г., по (постановлению меджилиса, Турция стала буржуазно- демократической республикой — Тюркийе дчумур'ети. Пер- вым ее президентом был избран Гази-Му- с тафа Кемаль-паша 1 . . («Гази» — победонос- ный), а ее премьером стал Исмет-паша. Они оба занимают эти посты и поныне. С калифатом возились несколько дольше, желая избегнуть столкновений с влиятель- ным в ту пору духовенством. Поэтому ка- лифат просуществовал до 1924 г. С тем ус- ловием, чтобы калифом оставался один из принцев из дома Оттомана. Однако, само духовенс тво вызвало резкие, меры против себя своей жадностью и крайней реакцион- ностью. Духовенс т во на хотело поступиться свои- ми доходами и отдать свои земли, держась за султанат, и даже, как, например, это сделали конийсюие вертящиеся дервиши, входило местами в союз с оккупантами, чтобы сохранить старый порядок и сваи привилегии. Наконец, духовенство вынудило этим республику на такие «безбожные» акты, как отмену калифата (2 марта 1924 г.) с высылкой из Турции в сех членов Оттоманской династии, а затем конфиска- цию церковных имуществ и ликвидацию орденов дервишей (1925 г.). Много влия- тельнейших духовных чинов было казнено за государственную измену, за заговоры >«против республики и за другие преступле- ния той же категории. Знаменитый Коний- ский монастырь мемлевитов обращен те- перь в музей. Еще в конце 1928 г. я видел, как в одну из пятниц, по окончании бого- служения в мечетях, странные посетители шли группами и по одиночке в музей-ме- четь. Это шли имамы и бывшие дервиши в белых тюрбанах и з еленых тюбетейка^. Молча они покупали в ходные билеты, а 1 Родился в 1881 г. затем долго стояли (некоторые на коленях) пред старинными книгами ордена и пред могилой Джелал-Эд-Дина. Новая Турция не забывает про возможные реакционные • по- пытки. Долгое время конийский гарнизон отличался многочисленностью, «занимал под казармы и военные склады ряд мечетей. Громадный памятник Кемалю на Вокзаль- ной улице, на котором этот национальный герой одной рукой держит меч, а другою прикрывает пшеничные колосья, подчерки- вает задачи района и бдительность респу- ' блики. Постоянный конфликт между кемалчет- ской Турцией и церковью придал республи- ке ряд определенных антицерковных м вольнодумных тенденций. Так, в школьных учебниках трудновато найти теперь Аллаха. Далее, не только в Конин, но и в Истанбу- ле много мечетей служат «мирским» целям. В частности, в прежней мечети расположена товарная биржа Истамбула, г де вместо свя- щенных щитов с именами первых калифов стоят черные доски с последними мировыми ценами на хлопок, пшеницу и друпие това- ры. Мало соответствует также укоренивше- муся представлению о «фанатиках- турках» восстановление христианских фресок в Айя-Софии, в «Кахрие-Джами» (небольшая, очень посещаемая туристами мечеть) и т. д. Зде сь терпимость к памятникам других ре- лигий приносит определенный финансовый эффект. Осенью 1920 г. новая Турция получила громадную моральную поддержку. Совет- ский союз вернул ей захваченные некогда царизмом турецкие районы Карса и Арда- гана. На фоне грабежа Турции империа- листами этот великодушный поступок единственного в мире социалистическ эго государства обозначился особенно ярко. Турция увидела в тылу у себя друга. С этой поры ведет начало прочная советско-турец- кая дружба. В 1921 г. весною французская армия была окружена турками в горах Киликии. Чтобы спасти «лицо» и избавить с вою армию от капитуляции, французское правительство, вошедшее к тому же в конфликт с англий- ским из-за среднеевропейских дел, заклю- чило с новой Турцией мир. В результате французы ушли обратно в Сирию, оставив обманутых ими и дашнакскими вождями армян в жертву мести турецких повстанцев. Еще раньше сдали свои позиции в Малой Азии англичане. Особенно юмористической представляется сдача ими важнейшего же- лезнодорожного узла Эски-Шеира, где они позволили запугать себя фальшивыми ба- тареями из печных труб, слегка, правда, замаскированных. Отираясь на такую «ар- тиллерию», турецкие партизаны ультиматив- но потребовали и добились ухода англий- с ко го гарнизона, превосходившего их * числом, и оружием. После у хода французов из Киликии, а англичан из Эски-Шеира и других пунктов, итальянцы благоразумно ушли без боя, па- мятуя замечание шекспировского Фальста- фа, что «осторожность лучшая часть храб- рости». К лету 1921 г. Антанта предостави- ла одним грекам бороться с партизанами • армией Кемаля. Сперва грекам «п'осчаетл»-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2