Сибирские огни, 1933, № 11-12

го закона о наследственности правящей «касты», государственная сЛужба, материаль- ная-' обеспеченность и просвещение в ста- ротурецком смысле сделались давным-давно фактически наследственными. Османлы—чиновник насмехался над без- грамотным турком, над его «каба тюркдче» («нескладный турецкий язык») и пользовался им исключительно как пушечным мясом. Имущая верхушка анатолийцев (помещики, купцы, ростовщики, кулаки) османлизова- лись в большей или меньшей степени и экс- илоатировали одноплеменную с ним.и трудя- щуюся массу наравне с османлы, греко-ар- мянской буржуазией и мусульманским духо- венством. Духов енс т во пользовалось при султанах громадными преимуществами. Ведь, через духовенс тво султан-калиф мог действовать на зарубежный ислам, через духовенс т во прививалась народу вера в «кисмет» — в предназначенье. Всякий должен был терпеть все, что с ним происходило, так как вся жизнь его была будто бы предопределена всемогущим Аллахом. Аллаху же ,коран приписывает распреде- ление всех земных благ. В четвертой Суре мы читаем (стих 36): «Не завидуйте благам, которыми бог возвы- сил одних из вас над другими». В коране Магомет определенно запретил исследова- ние «сокровенных вещей», т. е. научные изы- скания о сущности мира, общества и т. д. «До вас были люди, которые хотели обяза- тельно познать их: познание сделало их не- верующими» (Сура, 5, стих 109). Такие заслу- ги корана и духовенс тва пред реакцией щедро оплачивались ею. «Евкаф», церковные земли, составлявшие около трети территории страны, освобождались от всякого обложе- ния, в том числе от «ашара» (десятина). Ду- ховенство, вдобавок, не служило в армии, а ордены дервишей-монахов пользовались ши- роким самоуправлением и владели колос- сальными имуществами, богатея из года в год щедротами правоверных. Особенно вы- делялся орден «вертящихся дервишей» — мемлевитов с его монастырем в Конии. Это было нечто вроде турецкой Троице-оергиев- ской лавры, при чем рака с «мощами» Сер- гия Радонежского находила свою мусульман- скую замену в виде могил основателя орде- на Джемал-Э' ^Дина Руми и е го сына. Что представлял ислам при султане, мож- wo отчасти уразуметь по численности и разме- рам «месдчит» (мечети) в Истанбуле, 'лонии, Измире и других городах. В Истанбуле есть до десятка «соборных мечетей» («джами»), величиной приблизительно со знаменитую Айя-Софию. 'Наиболее роскошна из них Ах- медие (мечеть султана Ахмеда). Далее, там имеется 20-30 несколько меньших «джами», 200 малых и без конца -совсем миниатюрных мест культа с минаретами всего в 4-5 мет- ров. Каждый квартал владеет собственной мечетью. Таким образом, Истанбул напоми- нает этим старую Москву я ее «сорок соро- ков» церквей. Мечети с принадлежащими к ним зданиями и бесчисленные кладбпща при мечетях и без них просто не дают места для новых домов, фабрик и т. д. На кладбищах Истаюбула до сих пор сохранилось до 10 миллионов стоймя стоящих надгробных кам- ней. Тут мертвый на деле хватает живого » не дает ему итти. Одновременно нужно отметить очень важ- н ую, особенность ислама, тесно связанную с его распространением среди четверти милли- арда людей и -с е го арабским языком. В ис- ламе нет -специально турецких националь- ных элементов. Наоборот, он вел турецкий народ к денационализации, к обезличенности,. давал перевес арабской культуре над ту- рецкой. Духов енс т во было носителем всеис- лам-ских и арабских те'нденций, что было вы- годно для султанов, так как они, в качестве калифов, могли выставлять себя ответствен- ными, небом назначенными вождями арабов, албаяцев и других магометан не турок, а не их завоевателями. Незачем останавливаться на том, что по- следние султаны-калифы окончательно утра- тили свою воинственность по отношению к соседям- гяурам. Напротив, аппарат суЛга-шта как и компрадорская буржуазия, служил по сути интересам иностранного капитала. Ту- рецкими г о с у д а р с т в е н ный долгами и их оплатой ведал «имперский оттоманский банк» с правлением, назначенным комитетом акционеров банка. Согласно статуту, этот полномочный комитет состоял из 10 францу- зов, 10 англичан и 6 австрийцев (представ- лявших на деле германский капитал) и пре- бывал в Париже или Лондоне. Оплата дол- гов обеспечивалась разными акцизами, данью с Египета и т. д. Перед нами прообра-з планов Дауеса и Юнга, жертвой которых стала на несколько лет послевоенная Германия. Железные дороги строились преимущест- венно на иностранные средства^ с участием иностранных инженеров и специалистов для реализации целей иностранного капитала. Германский капитал быстро прокладывал Ба гдадскую магистраль и ее Сиро-аравий- скую ветку, которые должны были стать его щупальцами к Персии, Индии, Египету и Судану. Французские компании осваивали Измирскую экономическую зону, строя нуж- ные для этого рельсовые пути. Немногие су- ществовавшие крупные предприятия горной и обрабатывающей промышленности также принадлежали иностранцам. Впрочем, султа- нат не способствовал, а всячески мешал та- кому опасному новшес тву, как крупная ин- дустрия, революционизирующая, в конечном счете, все общественные отношения. Сказанного, вероятно, достаточно, чтобы уяснить положение Турции до Иниилаб'а, свергшего империю. Мы видим старую Тур- цию с ее крестьянами, большею частью об- нищавшими, при чем греко-армянская дерев- ня была богаче турецкой. Мы видим примор- ские города, где турки составляют меньшин- ство, с их средневековыми базарами вроде измирского, на -которых торгует преимуще- ственно цеховой ремесленник («уста» .— ма- стер), продающий свой собственный товар, изготовленный часто на заказ и из материа- ла заказчика. Мы видим столицу с Перой, Галатой, Стамбулом, пашей, аскеров ( аскер— солдат), чиновников, евнухов, гаремных за- творниц, имамов ( духовенство), дервишей и т. д. Мы видим, как старая Турция, уба- юканная проповедями о предопределении и парализованная экономически и культурно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2