Сибирские огни, 1933, № 11-12
В этих немногих словах Чейз дает яркое определение растерянности капиталистов пе- ред лицом развития техники, растерянности, порождающей, в конечном счете, идеологию машиноборства, которая в свою очередь оп- ределяет трагическую судьбу многочислен» •ых Бэдов, обреченных в капиталистическом обществе на пибель, независимо от того, пу- таиики они по природе «ли, наоборот, очень решительные и энергичные люди. Теперь мы видим, что В. Вихляцев взялся за разработку интереснейшей и безусловно нужной темы, не изучив достаточно глубо- ко материала, из которого тема эта вырос- ла. Это тем более досадно, что молодой дра- матург владеет богатыми Взыразительными средствами и умеет построить интригу. В следующих работах мы; вправе ждать от не- го больших художественных обобщений, дать которые В. Вихлянцев сможет, обога- тив свой писательский талант более вдум- чивым отношением к материалу и освобо- дившись от ряда мелких технических недо- четов. И. Инженер Бэд не случайно кончает свою жизнь просьбой, обращенной к Магни Стронг, о постройке е го машины в Совет- ском Союзе. Рано или поздно люди техники и науки во всем мире начинают понимать, что не фашистские костры и не поповские ваклинания определяют пути дальнейшего исторического развития всего человечества. И взоры лучших людей Европы и Америки все с большей и большей уверенностью по- ворачиваются в сторону СССР. Господа (Шпенглеры могут кликушество- вать сколько им будет угодно, предсказы- вая гибель человеческой культуры и техни- ки вместе с «гибелью капитализма, наряжен- ного в фаустовскую то г у. Капитализм погиба- ет и погибнет—в этом отношении Шпенглер нрав, но утащить с собой в могилу культуру я технику буржуазии не удастся. Любая ко- лонка цифр в отчете Госплана СССР об ито- г ах выполнения первого пятилетнего плана— верная тому порука. За этими цифрами гран- диозный размах социалистического строи- тельства, гигантский рост технической во- оруженности нашей страны, неведомый ника- кими другим эпохам человеческой истории под'ем культурного уровня широчайших масс трудящихся. У нас творческая мысль не знает никаких •репрад. Почти каждый номер «Правды» яриносит известия о все новых и новых от- крытиях и достижениях советских ученых, рабочих-изобретателей, техников и инжене- ров. Вся наша страна учится. Учатся и уборщи- цы, и доярки, и директора совхозов и заво- дов. Даже ребята, вместо затейливых пере- игрываний приключенческой экзотики Луи Буссенаров и Майн-Ридов, вместо метания «отравленных» стрел в шелудивых собак,, сходивших некогда за хищных зверей, — строят во время каникул электрические по- езда. Было бы, однако, неверно забывать о тех многочисленных трудностях, которые прихо- дилось и приходится преодолевать победив- шему пролетариату в процесое построения социализма. Груз проклятого прошлого, изношенные дедовские чувства и навыки, пережитки не- лепых взаимоотношений между отдельными людьми зачастую еще очень сильно мешают росту нового человека, нового хозяина зем- ли. «Прошлое еще пытается бороться за свою /жизнь», — говорит одна из героинь пьесы Г. Павлова «Мартын и Жонас». «Надо об'- явить бой, — откликается другая героиня,— беспощадный бой за право быть друзьями, товарищами, за право быть людьми, свобод- ными от всяких предрассудков, выдуманных нашими дедами и прадедами». Бой прошлому давно «об'явлен». Евгения Засветова несколько запоздала со своим призывом. Бой идет на в сех фронтах соци- алистической стройки, бой, в котором каж- дая новая победа, — это рост нового чело- века, рост подлинно творческой личности, сбрасывающей с себя последние о с т а т ка мрачного дедовского хламья. Герой пьесы Павлова Мартын Просторов, рабочий изобретатель, в отличие от инжене- ра Бэда, живет и работает в стране, где рож- дение каждой новой творческой личности встречается не осатанелыми проклятиями ла- вочников, напуганных убытками, а дружной поддержкой творческого коллектива. «Пусть Мартын требует от нас вое, что ему нужно для работы, — говорит старый мастер партиец Чайкин. — Достанем. В двадцать четыре часа обязуемся. Скажем: книгу, бумагу, совет по специальности». Но окружают Мартына не только Чайки- ны. Мартыну надо учиться. .. «Как много мыс- лей в голове! — рассказывает он о самом себе. — И, кажется, любую сейчас же на де- ле осуществлю. .. А дойдет до дела». .. и ока- зывается, что знаний для работы, для вопло- щения своих замыслов в ' жизнь нехватает. Надо учиться, учиться и еще раз учиться.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2