Сибирские огни, 1933, № 11-12

он работает на потребу лавочникам и убий- цам. Уж коль работа эта неизбежна, он пред- иочел бы не сознавать ее социальных функ- ций. Но все дело в том и з аключайс я, что он живет в эпоху, когда корни социальных отношений обнажены, и уж никаким хламь- ем многовековой лжи и обманов их не за- маскировать. Начинается типично интеллигентская пу- таница, интересно показанная В. Вихлянце- вым в пьесе «Просперити». Решительности перейти «к пролетариату у инженера Бэда н е доиа е т, хотя он понимает, что ТУЛЬКС про- летариат способен будет напрашнъ знания на пользу человечеству, а не во вред ему Строить истребительные машины инженеру мешает пресловутая гуманность. «Мне страшно, — говорит он, — мне снит- ся война, горы трупов, и над ними как во- роны, мои машины». Капиталистам не до бэдовских снов. Они ста1>ят перед инженером вопрос с предель- ной четкостью: или — или. И он идет рабс- та гь на военный завод, оправдываясь жела- нием видеть свой творческий замысел во- площенным. Там он принимается за постройку маши- ны, отвергнув предложение езоег-о друга Магни Стронг уехать в Советскую Россию. Вскоре Бэд начинает чувствовать к себе не- нависть рабочих и безработных. Мало того, что он превратился в страшного убийцу, он и у живых отнимает последнюю корку хде-. ба, своим изобретением освобождает десят- ки тысяч людей от тяжелого труда кочега- ров, машинистов и кондукторов. Он совсем з абывает о том, что его гуманный подарок приведет «освобожденных» к голодной смер- ти, и он искренне изумляется, когда вече- ром в рабочем квартале его намереваются избить. В него уже летит камень, сопровож- даемый криком: «бейте е го, пдка он не при- думал еще какую-нибудь машину». На заводе в связи с приближением меж- дународного 'антивоенного дня появляются коммунистические листовки, подготовляется забастовка. Дирекция выбрасывает с заво- да помощника и друга Бэда инженера Чар- ли Стронга за коммунистическую пропаган- ду . Под влиянием всех этих событий Бэд отказывается продолжать постройку машины и, по настоянию друзей, решается бежать в СССР, выкрав собственные свои чертежи с завода. Капиталисты, предупрежденные о предстоящем побеге шпионкой Филис, кото- рая работает секретарем у Бэда и продает свое-го патрона за нитку жемчугов, лишают Бэда возможности бежать. Бэд кричит им: «Вы все равно не заставите меня достраи- вать машину... Я не хочу». «Отлично, — отвечает ему Дике, — ь.ы за- кончим ее без вас». С чертежей Бэда на заводе успели забла- говременно снять копии, новый помощник конструктора разобрался во всех деталях ма- шины и сможет сам достроить ее. Тогда Бэд возвращается на з авод с тем, чтобы отомстить капиталистам- На заводе забастов- I ка. Достаточно одного револьвера у кого-ли- бо из бастующих и всему коллективу рабо- • чих грозит обвинение в вооруженном сопро- тивлении, тюремная решетка и все прелести американского судопроизводства. И в такую чрезвычайно ответственную минуту Бэд взрывает свою машину и погибает вместе с ней невольным провокатором, — взрыв, по- нятно, приписывается бастующим рабочим. Перед нами выпукло нарисованая фигура жалкого путаника, который то ненавидит войну и намерен уехать в СССР, то идет ра- ботать на военный завод, то снова собирает- ся бежать в Советскую Россию, то снова возвращается на завод. Он 'симпатизирует рабочим коммунистам. Тут же он распина- ется о том, что и капиталисты, в сущности, тоже не хотят войны. Наконец, он взрывает свое детище. Я привел более или менее подробное из- ложение содержания пьесы с тем, чтобы по- казать читателю, что все беды Бэда произ- ходят, главным образом в силу личных свой- ств е го характера. Вспомним еще, что В. Ви- хлянцев подчеркивает природную нереши- тельность Бэда и склонность его к путани- це. Вот д ва очень интересных в этом отно- шении отрывка: «М а г н и. — Я за тебя обдумала. Я же знаю тебя, ты будешь думать, думать и не сдвинешься с места, ты же сидень, ты же оппортунист. (Речь идет об от ' езде в СССР.) Б э д . — Кт о? М а г н и . — Да, Да ! Помнишь, в институ- те — сколько труда стоило вытащить тебя из комнаты для самой пустяковой поездки». И — второй: « Б э д . — Ты не доволен, что я здесь, с рабочими? Ч а р л и . — Ах, может быть, для нас было бы лучше, если б вы ушли в их лагерь. Вы как-то умеете. . .. путаться в ногах ! ». Как именно, мы уже знаем. Образ не- устойчивого интеллигента-путаника, гибну- ще го в условиях кап ит ал изма, удался авто- ру. В. Вихлянцев сумел достаточно интерес- но подобрать как-раз те явления зарубеж- ной действительности, которые создали бл»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2