Сибирские огни, 1933, № 11-12
скроются даже мачты корабля. Прямо в ли- цо глядит белая пустыня. Старый лед совершенно пресный, всюду на нем встречаются о з е рш чистейшей вкус- ной воды, проникнутой голубым отсветом. Наш комсомольский народ разбрелся по льду. «Лейтенант Шмидт» долго собирал своих пассажиров сердитыми гудками. Ту- манная полоса прошла. В полночь снова встали на якорь, в виду мыса Онман. Подул южный ветер. Над ска- лами гремел пром. Пошел теплый дождь. Гроза во льдах разбивала все наши привыч- ные представления. Теплый ветер, напоен- ный влажным запахом юга и чистый, как Арктика, был до боли приятен. Мы почти не спали эти ночи. Кадата» за- шел в каюту только для того, чтобы тща- тельнее, чем обычно, написать дневник свое- го рейсового донесения. «Вдоль кромки льда на северо- запад про- должал итти до д в ух часов, когда считал себя э расстоянии 60-70 .миль от м. Онман, по на- правлению на север. Около указанного пунк- та полынья сразу приняла направление на север, а далее видно было ее отклонение к востоку. К западу видна была прогалина в виде широкого пролива, в которую удалял- ся около 12 миль и, встретив там плотно сдви- нутые тяжелые льды, лежащие большими площадями, возвратился к краю кромки льдов, а оттуда повернул обратно, с наме- рением войти во льды южнее и там проби- раться к мысу Онман курсами, близкими к западному направлению. Подыматься на север далее считал очень рискованным, так как не был уверен в том, что существующая в прибрежном рай .не но- тиса постоянного течения, с направлением на юго восток, которая способствует благо- приятной передвижке льдов из пролиза .' 'оп- та, там также существует, почему освобож- дение судна из льдов, в случае принужден- ного его закрытия там, будет значительно труднее и потребует гораздо более времени ьежели из пунктов, лежащих южнее. В 9 ч. 20 м. в шир. с е в . 67°43 и дол. зап. 143°04 замечена была неширокая прога- лина с тяжелым битым льдом, идущая на з » пад, в которую вошел и стал пробираться, яавируя среди густо группированных сме- шанных льдов, а временами крупных полей. С момента входа во льды плавание ослож- нилось туманами, которые проходили поло- сами, вызывая иногда остановку на ледяной якорь, — туманы держались короткими про- межутками, почему продвижение во льдах происходило с небольшими остановками. щимшм-%. .п." . a ^ i^Mi!iM^rftna и tiaiiriMf^MM Видимость была все время не более 1-2 миль. Движение льдов в прогалине наблюда- лось на ост- зюд-ост, со скоростью немно- го менее мили, направление прогалины по- зволяло итти в западном направлении, за- ставляя временами спускаться на зюйд-вест. В 17 ч. видимость горизонта увеличилась, при чем видно было более разреженное со- стояние льдов в зюйд-вестовом направлении, куда и стали пробираться, не упуская при этом всякой возможности двигаться на сбли- жение с берегом в районе м. Онман. В 22 ч. открылись о. Колючин и м. Онман. Состояние льдов стало значительно тяжелее. Итти приходилось узкими извилистыми про- галинами среди крупных полей тяжелого льда. Кроме этого плавание осложнилось полосами тумана и вообще плохой види- мостью горизонта. К полуночи состояние льдов стало еще хуже. Видимость уменьши- лась. Туманы участились, почему, опасаясь попасть в невыгодное положение в отноше- нии льдов, принужден был в полночь оста- новиться на ледяной якорь. Ветер был юго- восточный, силою в 2 балла. В 4 часа 26 июля туман рассеялся, снялся с якоря и пошел к м. Онман. Состояние льдов вскоре улучшилось, но не позволяло итти более чем малым ходом. Туман стал ре- же, видимость увеличилась, но в с е же не позволяла итти скорее. Часто, в узких изви- листых прогалинах, принужден был прибе- гать к маневрированию машиной, с осторож- ными лавировками среди тяжелых льдин. При прохождении туманных полос приходи- лось неоднократно останавливаться на ледя- ной якорь. Ветер с юго- восточного в 16 час. перешел на юго-западный, который продол- жался до следующего дня». Мыс Онман. По карте на нем должен быть опознова- тельный знак. Знак действительно был поставлен. Но чук- чи сломали все знаки сразу после того, как их поставили, потому что, по словам чукчей, моржи боятся знаков, — нет охоты. — Может быть здесь е с ть доля правды,— говорит капитан. — Моржи — сторожкий зверь и уходят, увидя посторонний предмет. Над плоскими льдами Колючинской губы, отраженное тысячами голубых зеркал, сияло солнце. Вахтенный начальник, третий помощник, комсомолец Свитыч, воспользовавшись пере- дышкой, мерил температуру забортной во- ды, записывал показания барометра. В этом, увы, заключалась вся научная работа, кото-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2