Сибирские огни, 1933, № 11-12
ц'а-Камня шли две широкие ледяные полосы. Одна шла под берегом, другая завихрялась и веерообразной дугой уходила на север. Очевидно, колодное береговое течение здесь раздваивалось. Два течения борются на востоке наших по- лярных морей: основное арктическое тече- ние, идущее с востока на запад, севернее полярных островов Евразии, и теплое те- чение с температурой воды в конце лета — от 3 до 8°, едущее из Берингова моря, через Берингов пролив, за исключением сравни- тельно узкой полосы под азиатским бере- , гом, где идет холодное течение. Первое течение, встречая на своем пути сустрова, дает две ветви, обусловливающие деловитость моря к востоку от ' Колымы. Одна из них, начинаясь в районе островов Де -Лонга, иа меридиане устья Колымы, идет сначала к югу, чем об'ясняется исключитель- ная неприступность моря к западу от остро- ва Врангеля и характерная кромка льда (с севера на юг ), наблюдавшаяся «Таймыром»— «Вайгачом» и «Челюскиным». Затем течение поворачивает на восток, в пролив Лонга, об- разуя береговое Чукотское течение". Другая ветвь идет к юго-западу от восточного бе- рега о. Врангеля, соединяясь с первой вет- в ью и принимая ее направление в районе мыса Северного, знаменитого нажимом льдов и наибольшей ледовитостью на протяжении в с е го Северного морского пути. Часть вод и льдов берегового холодного течения вы- ходит в Берингово море у мыса Дежнева, час ть увлекается южным течением и снова попадает в ледяной круговорот, в котором дрейфовали «Жанетта», «Мод» ц «Челюс- кин». Течение, идущее из Берингова пролива распространяется к северу от него веерооб- разно, давая ветви как на восток, к Аляске, вдоль берегов Чукотского моря, так и на запад, в пролив Лоига, к ду ге упомянутой холодной ветви, идущей от о. Врангеля, чем и об'ясняется характерное расположение льдов в этом районе. К концу навигации, в то время, как под берегом широкой полосой идет сплоченный тяжелый лед, к северу от этого льда, на всем пути от мыса Северного до мыса Дежнева, обычно простирается сво- бодное от льда море. Нередко с мыса Север- ного можно наблюдать полынью, переходя- щую в это открытое море. В 1924 г. ледокол «Красный октябрь» на обратном пути от о. Врангеля неправильно выбрал направление и с большим трудом пе- ресек забитый льдом пролив Лонга, выйдя к берегу материка у мыса Якан. Двигаясь дальше в береговой полынье, ледокол вы- нужден был встать на зимовку у мыса Се- верного в начале сентября, в виду ограни- ченных запасов угля и тяжелых льдов, окру- жающих мыс. Топки были погашены, прес- ная вода из котлов спущена. 26 сентября по- дул северо-восточный ветер, дующий в этом районе Чукотского моря очень редко. Участ- ники экспедиции заметили зыбь, распростра- нявшуюся во льду. Было очевидно, что зыбь могла появиться только при наличм боль- ших, свободных от льда, пространств моря, находившихся в незначительном расстоянии от места зимовки. Пар в котлах был вновь поднят. «Снялись мы 27 сентября, — писал участ- ник экспедиции Г. Д. Красинский. — Вся ле- дяная перемычка, отделявшая- нас от воды, находилась в движении. Чем дальше, тем сильнее было движение льда, пришедшего в волнообразное состояние. Продвигались мы в этой сплошной переливающейся массе око- ло четырех часов. Наконец, мы вышли .на чистую воду, встретив сильную зыбь. . .» 1 4 . «Красный Октябрь» беспрепятственно про- шел вдоль кромки льда до Берингова про- лива, который был забит льдом, плотно сжа- тым встречным течением. Преодолев это по- следнее препятствие, «Красный Октябрь» вернулся во Владивосток. Такое же расположение льда установлено в 1932—1933 годах, во время плавания «Си- бирякова» и «Челюскина». Они не попыта- лись, впрочем, воспользоваться опытом «Красного Октября», а продолжали двигать- ся от мыса Северного в береговом течении, льды которого и явились причиной их неу- дач. Остается прибавить, что все морские тече- ния не остаются неизменными, а меняют свою силу, меняют свое положение, отклоня- ясь в ту. или другую сторону, и, наконец, там, где идет какое-либо постоянное поверх- ностное течение, может возникнуть обрат- ное течение под влиянием господствующих в данное время ветров. Капитан Миловзоров хорошо помнил пла- вание «Красного Октября». Из-за плохой связи с ним он we смог воспользоваться его помощью и зазимовал на «Ставрополе» у о. Шалаурова. С высоты «вороньего гнезда», при полной видимости горизонта, бы п о ясяо видно расположечие льдов. К мысу Сердце- Камень был прижат грязный береговой лед. ь 14 Г. Д. Красинский. На советском корабле в Ледовитом океане. Литиздат. НИКИД, 1925 г. Москва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2