Сибирские огни, 1933, № 1-2

«Я не знаю —- шуткой или не шуткой Жу- равлев назвал Лолывину «капиталистичееким пережитком». Но я думал не в шутку: — Живой капиталистический пережиток в колхозе. Достал из кармана записную книжку, хотел записать эту историю. Перелистывая страни- цы, я наткнулся на заметки о ХУМ парткон- ференции. Среда них была маленькая, в не. сколько строк, выпиака из речи делегата от Москвы т. (Каминского: «Когда мы говорим о (капиталистических пе- режитках в сознании, мы не должны забывать, что эти пережитки на первый взгляд представ- ляют как будто нечто только (психологическое, но хлебная яма в колхозе — это не одна психология, это экономика, это и политика». .Кулак проникает в колхозы, чтоб разложить изнутри, подстрекает отдельных неустойчивых колхозников к воровству колхозного имуще- ства, к пртивопоставленню своих (Интересов •интересам пролетарского государства. Полы- нина — кулацкий агент в колхозе, f Художественно ярко написана Алексеевым трактористка Катя. Катя В'олнует .своей искрен- ностью, своей преданностью партии, стройке, своей мягкостью и в то же время мертвой хваткой там, .где .нужно добиться своего, по- ставить на своем, добиться большевистского разрешения вопроса. Совершенной неожиданностью является рас- сказ В. Непомнящих «Однокашники». Мы зна- ем В. Непомнящих, как писателя, много ра- ботающего над своими произведениями. Здесь же .автор дал сырую вещь, лишенную четко- сти слова и образов. [Нет четкого развертывания сюжета. Старик Поликарп, образ которого должен оказать многое читателю, не развер- нут, не осознан автором глубоко. Рассказ ме- стами переходит в протокол. Живее и ярче .написаны С. Ломакиным «Бу- таные кони». Автор сумел передать любовь колхозника Артема к коням, к колхозному хо- зяйству. В рассказе есть внутреннее убежда- ющее тепло. Это хорошо, несмотря на то, что местами рассказ несколько бледен. Хорошо начал Ф. Бубеннов своего «Брига- дира Зиму», ню закончил он его трафаретом • «гром победы раздавайся». Бубеннов кричит ура, растягивает лозунговое" полотнище — «выполним и перевыполним», но не дает (себе Труда художественно убедить, и лозунг оста- ется только лозунгов» без конкретного пока- за его (претворения в жизнь. Вспомним «Разгром» Фадеева. Автор не кри- чит «ура», но читателю хочется кричать «ура». И это законно. Фадеев, художественно рас- сказывая правду о разгроме отряда партизан, сумел зажечь читателя верой в победу. Этот разгром отряда — ,не (гибель, не конец, а на- чало победы, начало нового геройского на- ступления. Слабым является произведение П. Гинцеля «Первая молодежная». Только на 11 странице {из 15) начинается собственно рассказ. А до этого идут дешевые разговорчики, которые на- водят скуку, вниманию читателя не на чем ос- тановиться, и он спешит перелистать рассказ, несмотря на старания автора расцветить его (рассказ). Большое полотно захватил И. Тимонин в ч очерке «Сорок восьмой», рисующем год борьбы за создание животноводческого совхоза. (He было ничего, — стал совхоз. Плохо дои- лись коровы, — стали давать молока в два ра за больше. (Не было сена, — накосили ic превышением плана. Не (было плугов, — вспа- хали аверх плана. Проведена огромная рабо- та, огромная борьба с трудностями, стройки, с внутренними неурядицами, вредительством, сопротивлением классового врага. .. И все э ти достижения кажутся весьма лег- кими. Решили и сделали. А как .сделали, каяс боролись, переживали, страдали — этого в очерке не чувствуется. В этом вся беда мно- гих начинающих авторов. Люди живут, стра- дают, ведут борьбу, есть у них какие-то свои особенности, есть типичное. Вот э то все и на- до показать читателю. Совсем особо по тематике и колоритности стоит вещь А. (Коптелова «Первая весна». А. Коптелов рассказывает о первых шагах ойротской бедноты, об'единившейся в колхоз. Буйная молодежь и старые пережитки взрос- лых. Надо пахать, надо вести первую борозду, и, кто знает, может злые духи Алтая воспро- тивятся против дерзости, смелости ойротцев (вскрыть жилу земли. Тысячи лет лежала она нетронутой, некопаной, и .шаман .не позво^ ляет ее трогать. Взоры всех устремились на лиственницу, где в дупле должен обитать злой дух. Он не ве- лит, он не позволяет. Острый топор дерзких впивается в корень лиственницы. Летят щепы, топор рушит не лиственницу, а старое, креп- кое, сотнями лет жившее в людях. Нет лиственницы, нет духа. .. Есть воля кол- хоза. Раскрывается жила земли, поднимаются первые пласты под дикий вой (кулаков и за- клинания шаманов. Пласты поднятой целины крепко лягут .на могилу шамана и баев. Два слова о стихах. Хорошую зарядку дает И. Мухачев в «Ударной посевной». С тобой, стальная партия, Возьмем любой (редут... • В нас — Воля большевистская и (большевистский дух. «Первый выход» (В. Непомнящих грамотен, четок, но в иих иногда есть доля какой-то су- ховатости, нет должного темперамента: —- Пятнадцать моторов, поставленных в ряд, Идут то на юг, то на оевер, Им надо, пока не зажглася заря, Сто га приготовить к посеву. Чтоб (мог, рапортуя, оказать бригадир: — Колонна нанять! По-ударному (быстро Весну большевистскую проводить Готовы Машины И трактористы. Чувствуется какой-то холодок в этих стро- ках. Холодок этот идет в силу того внешнего усвоения явлений, о которых рассказывает поэт. В (Стихах Ф. Крюкова есть сравнительно яр- кие образы. Общее впечатление от сборника, что сделан он наспех, и э то смазывает все то художест-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2