Сибирские огни, 1933, № 1-2

книги. 187 Это несомненно. Но приведенная автором песня — н е л и р и ч е с к а я , никаких «зрост- ков 4iyiBiCTB» она не «отмечает» и потому ие . можег 'служить для доказательства полезности лирики. Она имеет, так оказать, агитбритадный характер, ее даже яе поют, а «прохают». В общем же проблема поставлена своевременно и дело не в неудаче программного 'стихотворе- ния, а в творческом претворении выброшен- ного лозунга. С этой стороны нам кажется наиболее интересным «Дождь» с живой, запо- минающейся фигурой 'бородатого 'бригадира, по-детски радующегося внезапному ливню. Важность создания новой лирики становит- с я особенно ясной в связи с задачами, которые ставит перед поэзией вторая пятилетка. Пока- зать ироцеас превращения трудящегося насе- ления 'Страны в сознательных строителей со- циализма, передать пафос строительства и, в особенности, пафос освоения новой техники, сможет, разумеется, лишь тот писатель, кото- рый сумеет показать нам человека во всех опоцредствованиях, и не только «снаружи», b «о и «изнутри». Именно поэтому нужно поже- лать, чтобы крепла и ширилась в творчестве В. Непомнящих струя, представленная «Дож- дем» и «Комсомольомим каупером». Нужной и важной является также его ра- бота над переводами алтайских народных пе- сен, часть которых включена в рецензируемый сборник. Голос В. Непомнящих — это, конечно, ие голос поэта-бойца. В его стихах нет гнева и напряженности, он скорее ищет задушевности « простоты: «Дх, спеть бы мне так задушевно и так просто». 'Он избегает касаться острых «опросов, уродливых 'сторон действительности, рисовать 'бурные схватки и потрясения. Неко- торая пассивность, излишняя успокоенность превращается в серьезный недочет, когда ав- тор пытается дать более .глубокий показ классовой борьбы. В особенности это чувству- ется в .изображении классовых врагов. Так, мельник — в стихотворении с тем же назва- нием — обрисован (Слишком мягко, добродуш- но. Фигура кулака вызывает лишь снисходи- тельную улыбку. Не удовлетворяет нас и сти- хотворение «Премия». Ударник возвращается ^ с собрания, на котором его премировали ше- ститомником Ленина и путевкой на курор E r a . догоняет .прогульщик Полухин. «Ударник,—хрипит он,—герой! Поздравляю. .. t Подарки-то, правда, совсем пустяк. И ради чего ты себя закрепляешь? Эх! Я бы ответил не так! Я брякнул бы прямо: — На чорта курорт — Паек увеличенный дайте вперед. Нам книги читать — не от зйизни весе- лой, ,, Уж лучше бы дали отрез на пиджак». Мы ждем меткого, 'уничтожающего ответа классовому врагу. 'Однако, дальше нет ничего, кроме вялых, (растянутых общих фраз и рас- суждений о «рабском, прогнившем быте», ко- торый еще не добит, но который обязательно будет добит. Образ ударника не продуман, не прочувствован, это ощущается даже в ме- лочах: .герой, наряду с характерными словеч- ками вроде '«в доску», «враз», — выражается и так: «на 'сцене я, / п р е д т о л п о й м н о - г о л и к о й » . Есть и такое место: «Товарищи, я, возвратись с курорта, закрепляю оебя до конца второй пятилетки». Сырая, прозаическая фраза, рвущая ритмическую ткань стихотворе- ния. Встречается у Непомнящих и сухое конста- тирование фактов вместо показа, проценты и перечисление свойств —• вместо :живых лю- дей. Откатчики, бурильщики, коногоны, Забойщики, врубовый М'ашикист, — Все из ком'Сы, По сто двадцать вагонов (А в каждом вагончике (больше тонны) За смену давать мы взялись. И мы стариков перегоним, Уж как они там ни кичись. ...Вое мы в работу вгрызаемся рьяно, Мы знаем, что требует уголь страна. Даем сто шестнадцать (Процентов плана, А надо б до ста тридцати догнать». («Бе седа с бригадиром комсомольского забоя»). •Очень 'слаба «Зарядка». Беда не «в том, что это только физкультурная агитка, — такие агитки тоже нужны, беда в том, что в 'Стихо- творении есть все, что хотите: и радостный мороз, и подшефный колхоз, и первород- ная (?!) чистота анегов, и газетный рейд, и даже, так сказать, «осмысление лыжной вы- лазки с точки зрения повышения производи- тельности и 'Снижения себестоимости». Созна- тельные лыжники в конце стихотворения со- общают, что ходили на лыжах для того, «чтоб завтра с 'творческой зарядкой стать в .распо- рядок цеховой». И нет в стихотворении само- го главного: не агитирует оно, .не хочется, прочитав его, встать на лыжи, потому что на- пиаано оно равнодушной '.рукой, по головной, безжизненной схеме. Если бы автор шел не от схемы, а от живых впечатлений, он, конеч- но, дал бы «е последовательное перечисление событий, не добросовестное называние ощу- щений, какие полагается иметь лыжнику («чув- ствуешь, что кровь (свежее, что. крепче сердце, шире грудь»), а дал бы два-три ярких 'момен- та и этим безусловно скорее достиг бы цели. А сейчас — «Зарядка» — образец «благополуч- ного», но мертвого и ненужного 'Стихотворе- ния. Указанные недочеты не перевешивают, ра- зумеется, общей положительной оценки сбор- ника, являющегося заметным событием — or не только для Сибири. У В. Непомнящих есть данные для того, чтоб изжить элементы схе- матизма, поверхности, Излишней ура-барабан- ности, порой подменяющей в «Покорении тайги» подлинный пафос (строительства. Мы уверены, что автор не остановится на достиг- нутом этапе и его 'творчество сыграет (серьез- ную роль в деле создания новой советской лирики. Несколько слов о предисловии. Тов. Высоц- кий дал в нем достаточно четкую и правиль- ную оценку творчеству В. Непомнящих. Был» ли вообще необходимость в предисловии? Оно нужно, когда содержание книжки или причи- на ее появления могут быть непонятны, — на- пример при 'издании классиков или книги к идеологически чуждым содержанием, издавае- мой по каким-либо особым соображениям. «Покорение тайги» к разряду подобных книг не относится и высказывания тов. Высоцкого »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2