Сибирские огни, 1933, № 1-2

Книги Покорение тайги — В. ВихлянцевоэСибирь колхозная Г. Пушкарев соОярэтиЯ в цзото — Гриф j ПОКОРЕНИЕ ТАЙГИ В а с и л и й Н е п о м н я щ и х , « П о к о р е - н и е п - а й г и». Стихи. Новосибирск, 1933, стр. 84. Цена 1 р. 50 к. пер. 25 коп. В. Непомнящих — поэт, достаточно извест- ный сибирскому читателю. За последние годы ело стихи регулярно появляются как в сибир- ских, так и в (центральных журналах. Одно- временно с «Покорением тайги» в Москве вышла в библиотечке «РОСТА» книжка его избранных стихов «Огнеупор». Рецензируемый сборник безусловно заслуживает внимания не только потому, что в Сибири выход книги стихов — чрезвычайно редкое явление, но и по качеству своего материала значительно бо- лее высокому, чем стучалось обычно в «про- винциальных» сборниках. Этот факт говорит, разумеется, о росте не только данного авто- ра , но и всей советской поэзии, -то и дело выдвигающей новые силы в различных угол- ках Союза. Сборник дает достаточно ясное представле- ние ю творческом лице В. Непомнящих. По- ставленные под /стихами даты позволяют про- следить этапы развития поэта. Его творческий путь довольно ровен. В нем нет кризисов, резких переломов. По характеру творчеотва автор прежде всего — лирик. Он хорошо чув- ствует природу, умеет передать ощущение то- мящего степного зноя (в «Бурятской степи»), заставить почувствовать свежесть шумного -«ребяческого» дождя ((«Дождь»), темноту но- чи, .что «чернее антрацита, .мазута гуще». Ран- ние его стихи — не что иное, как лирические зарисовки, сделанные порою с тонким и жи- вым мастерством, дышащие спокойствием мир- ного, близкого к природе (бытия («На рыбал- ке», «Пороша», -«На лесорубе»), В них нет еще ни показа кяасооьой борьбы, ни индустриаль- ных мотивов. Эти .моменты проникают в сти- хи В. Непомнящих позднее. Правда, в то вре- мя он »ще воспринимает стройку исключитель- но « внешней стороны, нередко используя схему, характерную для поэтов, ие сумевших глубоко проникнуть в сущность восстанови- тельного периода, и весьма тогда распростра- • неиную: описывается, скажем, самый обыкно- венный лесопильный или .кирпичный завод, а в конце разъясняется, что в ся продукция, то- есть пес, (кирпич и т. п.—'пойдет для «страны», для «стройки». С переходом к реконструктивному периоду особенно .ярко (почувствовалась неудовлетво- рительность этой схемы и необходимость по- каза живых людей, преобразующих страну. В. Непомнящих понял необходимость пере- стройки. Ее результатом явился р яд стихов * Куэнецкстрое, о героях пятилетки. (Наиболее удачное стихотворение этого цик- ла — «Комсомольский каупер». Правда, фигу- ры отдельных (героев здесь только .слегка на- мечены, но тем не (менее о т строк «Каупера» веет неподдельным з аражающим пафосом строительного героизма. Потоком звонким шел огнеупор, Вздымались полные бадьи раствора, В глазах мелькал оранжевый кирпич. Слагался шум работы в (мерный шсотот: «Догнать... закончить в срок.. Не опозорить званья комсомольцев». И то, что (стихотворение заканчивается не торжественным заседанием е. оркестрам и речами по поводу победы комсомольцев, а описанием внезапно разразившегося «шумно- го, сумасшедшего» ливня, и то, что комсомоль- цы, окончив работу, не занимаются деклама- цией на высокие темы, а вдут в барак, чтобы заснуть «сном (.молодым, и радостным, и длин- ным»,—как естественно для людей, утомлен- ных напряженным трудом,—все это подтвер- ждает, что автор взял за образец живую жизнь, а не ту фальшивую .схему, по которой ударник представляется каким-то машинооб- разньпм существом, говорящим лозунгами я лишенным обычных человеческих чувств и по- требностей. Стихотворение «О лирике» посвящено дока- зательству тезиса о необходимости лирики. Тезис верный. Однако, В. Непомнящих « е су- мел шести концы с концами. Содержание сти- . хотворевия: усталый автор возвращается с ра- бо ты и у бараков слышит .пеаню идущей в цех бригады: Веселей шагай, ребята! .. Нас в ремонтных .мастерских Ждет горячая работа, Ждут токарные станки. При звуках песни «усталость слетает, « мысли другие, и поступь бодрей». Отсюда де- лается вывод, что /нам нужна лирика «такая, чтоб каждый росток отмечала и чувств налмх новых, а дум».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2